Судебная практика по ст. 80 ЗК РФ

Статья 80. Фонд перераспределения земель

СТ 80 ЗК РФ

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Комментарий к Статье 80 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает создание фонда перераспределения земель, при этом указывая как цели его создания, так и источники формирования фонда. Следует отметить, что понятие фонда перераспределения земель было введено с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 2021 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» <1>, согласно которому в такие фонды включались земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель работникам сельскохозяйственных предприятий. Согласно п. 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2021 г. N 708 <2>, при определении земельной доли (пая) земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, не учитывались.
———————————
<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР
. 1992. N 1. Ст. 53.

<2> РГ. 1992. 24 сент. N 211.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

В целом цели создания фонда перераспределения земель охватывают основные виды деятельности в области сельского хозяйства, что позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям приобретать включенные в фонд земельные участки для сельскохозяйственного производства. Вместе с тем правовой режим земель фонда позволяет также предоставлять включенные в него земельные участки гражданам для личных нужд (сенокошение, выпас скота, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства). Независимо от того, включены земельные участки сельскохозяйственного назначения или нет, такие земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам по общим правилам, предусмотренным ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что подтверждается отсутствием законодательно установленных особенностей предоставления заинтересованным лицам земельных участков, включенных в фонд перераспределения земель.

Как видно из п. 2 комментируемой статьи, в фонд могут поступать только те земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на праве собственности.

Так, например, согласно п. 14 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с его ненадлежащим использованием, может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность в случае, если публичные торги по продаже этого земельного участка признаны несостоявшимися. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В соответствии с п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ предусматривается, что, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Согласно п. 2 ст. 2021 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества.

Одними из целей включения земельных участков в фонд перераспределения земель наряду с обеспечением земельными участками лиц, заинтересованных в их использовании по целевому назначению, являются также сохранение этих земельных участков и недопущение изменения их разрешенного использования и перевода в земли иных категорий вопреки интересам сельского хозяйства.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет принцип общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения. Однако ни ЗК РФ, ни другие федеральные законы не содержат порядка опубликования сведений о земельных участках, включенных в фонд перераспределения земель, а также не определяют состав таких сведений. При этом следует отметить, что ранее п. 16 Указа Президента РФ от 27 декабря 2021 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусматривалась обязанность Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.

Вместе с тем, согласно подп. «в» п. 2 Положения о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2021 г. N 322 <1>, в качестве дополнительных сведений для воспроизведения на публичных кадастровых картах уполномоченными органами в орган регистрации прав могут предоставляться сведения о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, на которых отсутствуют объекты капитального строительства.
———————————
<1> СЗ РФ
. 2016. N 17. Ст. 2417.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2021 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» публичные кадастровые карты предназначены для использования неограниченным кругом лиц.

Энциклопедия судебной практики. Фонд перераспределения земель (Ст. 80 ЗК)

  • Энциклопедия судебной практики. Фонд перераспределения земель (Ст. 80 ЗК)
  • 1. ЗК РФ регулирует отношения, связанные с использованием земельных участков, а не земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения
  • 2. Органы власти обязаны обеспечивать подготовку информации о земельных участках, предоставляемых из фонда перераспределения земель, и заблаговременную публикацию такой информации
  • 3. В фонд перераспределения земель могут передаваться участки, не используемые в сельскохозяйственном производстве
  • 4. Земельный участок для ведения дачного хозяйства может предоставляться только из фонда перераспределения земель

  • 5. Из фонда перераспределения земель не может предоставляться земельный участок гражданам в порядке бесплатной приватизации
  • 6. Земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель

Энциклопедия судебной практики
Фонд перераспределения земель
(Ст. 80 ЗК)

2. Органы власти обязаны обеспечивать подготовку информации о земельных участках, предоставляемых из фонда перераспределения земель, и заблаговременную публикацию такой информации

Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда Саратовской области от 19 ноября 2021 г. по делу N 33-6861

Из положений ст. 80 ЗК РФ следует, что в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, формируемый из земельных участков сельскохозяйственного назначения, сведения о которых являются общедоступными.

Следовательно, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в целях соблюдения принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, обязаны обеспечить подготовку информации о таких земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

4. Земельный участок для ведения дачного хозяйства может предоставляться только из фонда перераспределения земель

Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2021 г. N 367-ПЭК15

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации сочла, что вопреки пункту 2 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях, согласно которому предоставление земельных участков для размещения дачного товарищества производится из фонда перераспределения земель, создаваемого в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 Земельного кодекса и с соблюдением положений пункта 11 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, при предоставлении товариществу земельного участка в аренду не доказано его включение в фонд перераспределения земель.

Руководствуясь положениями Закона о садоводческих объединениях, коллегия судей указала на то, что списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая для размещения общей инфраструктуры товарищества.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2021 г. N Ф09-239/15 по делу N А50-7308/2014

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу указанных норм права земельный участок из земель сельхозназначения может быть предоставлен для размещения дачного некоммерческого товарищества только из фонда перераспределения земель.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 октября 2021 г. N Ф05-10743/14 по делу N А41-20699/2010

Земельный участок для целей ведения дачного хозяйства выбирается из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения; такой участок может быть предоставлен некоммерческому объединению, персональный состав которого сформирован по правилам статьи 14 Закона N 66-ФЗ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2021 г. N Ф05-13982/15 по делу N А41-33347/2014

Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 указанного Кодекса).

Таким образом, по смыслу приведенных норм права (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) земельный участок для целей ведения дачного хозяйства выбирался из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения; такой участок мог быть предоставлен некоммерческому объединению, персональный состав которого сформирован по правилам статьи 14 вышеназванного Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

6. Земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 апреля 2021 г. N 309-ЭС14-6056

В силу пункта 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2021 г. N Ф01-766/16 по делу N А31-5351/2014

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2021 г. N Ф05-14670/15 по делу N А41-14764/2015

Из пункта 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона N 137-ФЗ со дня введения в действие Земельного кодекса в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: