Процедура получения и описание градостроительного плана земельного участка

Процедура получения и описание градостроительного плана земельного участка

В больших и не очень городах круглый год в любом районе можно обнаружить строительные площадки. Строятся новые жилые дома, исторически ценные постройки реставрируются, производится ремонт коммуникаций. Процедура, позволяющая исполнить все эти действия на оформленной земле, с недавних пор была значительно упрощена благодаря введению градостроительного плана земельного участка.

Для чего он нужен

Этот вид документации, который могут получить и физические, и юридические лица, заменяет собой этап допроектного оформления земли и будущих строений. Если ранее нужно было собирать справки, разрешительные письма архитекторов и многое другое вперемешку с другими немаловажными этапами, то теперь достаточно получить ГПЗУ и отправиться к проектировщикам.

Градостроительный план земельного участка необходим для:

  • Формирования основы будущего проекта здания или иного объекта;
  • Сбора разрешений для постройки объектов и их дальнейшего использования;
  • Оформления границ уже существующего или будущего участка (необходимые отступы, размер границ и т.д.).

Без ГПЗУ застройщик не сможет обратиться в проектную компанию из-за недостатка информации «на руках». ГПЗУ не является аналогом законодательного акта, он не устанавливает права и рамки. Градостроительный план земельного участка – набор описательных характеристик того или иного объекта стройки. Здесь они фиксируются, систематизируются и хранятся для дальнейшего применения.

Данный набор документации позволяет не только использовать землю под строительство, но и ремонтировать уже существующие здания, проводить полную реконструкцию строений. ГПЗУ служит документированным официальным описанием земельного участка со всех сторон:

  • Географическое расположение;
  • Наличие объектов на нем и их характеристик (в том числе культурных);
  • Отношение с соседними участками;
  • Отношения с линиями электропередач, канализации, коммуникации;
  • Кадастровый номер;
  • И т.д.

Далее мы поговорим непосредственно об утверждении и последующей выдаче градостроительных планов земельных участков.

В следующем видео юрист также расскажет о том, зачем нужен градостроительный план участка:

Выдача градостроительного плана земельного участка

Исходя из вышесказанного, получение градостроительного плана земельного участка просто необходимо для дальнейшего продвижения идеи и рождения полноценного проекта. Изучим, какие документы нужно собрать, в какие органы обращаться и какова процедура в целом.

Итак, как и где можно получить градостроительный план земельного участка?

Следующий видеосюжет посвящен процедуре получения градостроительных планов, а также рассмотрению нюансов такого мероприятия:

Где получать

ГПЗУ формируется в районном отделении по архитектуре. Для его получения застройщик должен подать заявление. Оно абсолютно бесплатное, рассматривается в течение месяца.

ГПЗУ выдается на отдельное место в городской черте и за ее пределами. Если вы рассчитываете получить ГПЗУ, то участок должен быть поставлен на учет в кадастровой палате.

Далее мы расскажем вам о форме градостроительного плана земельного участка.

Форма плана

ГПЗУ может быть представлен в нескольких формах:

  • Документ;
  • В виде самостоятельной части проекта межевания;
  • В составе подраздела проекта проектирования.

Теперь самое время узнать о том, какие документы нужны для получения градостроительного плана земельного участка.

Необходимые документы

Физические лица обращаются в архитектурные отделы за ГПЗУ со следующим перечнем документов:

  • Подтверждающий права на земельный участок документ;
  • Сведения из кадастровой палаты: копии паспортов на землю и строения;
  • Межевое дело (копия);
  • Копия личного паспорта.

Для юридических лиц список гораздо шире. Основные документы перекликаются со списком для физических лиц, перечислим отличия:

  • Нотариально заверенные копии документов, обеспечивающие права на здания, постройки и все объекты на участке;
  • Копии актов о правах на недвижимое имущество;
  • Оригиналы и копии договоров с компаниями, обслуживающими участок;
  • Заверенные у нотариуса копии устава (с изменениями и правками);
  • Подписанные нотариусом копии свидетельства о гос. регистрации.

Заявление на выдачу

Пример заявление на выдачу градостроительного плана земельного участка (постройка жилого дома) вы сможете скачать или посмотреть ниже.

Образец заявления на получение градостроительного плана земельного участка

Образец заявления на градостроительный план — 1

Образец заявления на градостроительный план — 2

Непосредственная процедура

Собрав все документы, отправляемся в архитектурный отдел и подаем заявление. Официальный срок получения ГПЗУ – 30 календарных дней с момента обращения.

Однако на практике люди не раз сталкивались с растягиванием срока получения необходимого разрешения.

  • Затянуть процесс могут как ошибки в оформлении, так и неслаженная работа ведомств.
  • Нередко возникают сложности с определенными категориями участков, требующих публичных слушаний.

Но не думайте, что все так сложно! Главное, надо набраться терпения, как и перед любым мероприятием с недвижимостью (например, с рентой или дарением) — и все у вас получится!

ГПЗУ — что это? Перечень документов для получения ГПЗУ. Процедура оформления и выдачи

В настоящее время для осуществления застройки запланированного участка необходимо составление такого документа, как ГПЗУ. «Что это такое?» — спросите вы. Подробный ответ на этот вопрос будет изложен в данном тексте.

ГПЗУ — что это такое?

Расшифровывается этот термин как градостроительный план земельного участка. Он является одним из важнейших документов, необходимых для сооружения какого-либо объекта. Его роль немаловажная. ГПЗУ в строительстве принадлежит к исходно-разрешительным материалам. В нем прописывается назначение сооружения, количество этажей и другие необходимые параметры. Оформление ГПЗУ происходит как отдельным документом, так и в виде составной части проекта территориального межевания.

Для чего нужно составление данного плана?

Форма ГПЗУ была установлена правительством РФ. В ней определяются требования, необходимые для застройки и эксплуатации земельной территории. Это является немаловажным. По сути, в ГПЗУ застройщику объясняется, как разрешено использовать земельный участок, какие максимальные параметры его застройки существуют. Последнее касается высоты сооружения и процентного соотношения используемости территории.

Инвесторам-застройщикам этот документ понадобится в следующих случаях:

1. Для сдачи проектной документации на экспертизу.

2. Для разрешения на строительство и на введение в эксплуатацию объекта.

Получение ГПЗУ предполагает сбор необходимого пакета документов. Их перечень можно найти на сайте Москомархитектуры, а также в данной статье.

Правовая база

В ее основе следующие документы:

  1. 5 Глава о планировке территории Градостроительного кодекса РФ.
  2. Статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  3. Постановление правительства РФ № 840 от 29 декабря 2021 г. «О форме ГПЗУ».
  4. Инструкция № 93 от 11.08.2006 года (утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации) о порядке заполнения формы данного документа.

Назначение ГПЗУ

Об этом можно прочитать в статьях 41 и 44 ГрК РФ. Изучив их, можно понять, что данный документ нужен для четкого определения участка, где будет происходить строительство. Это является немаловажным. ГПЗУ применяется как к уже застроенным территориям, так и к тем участкам, на которых только планируется сооружение объектов. Это полностью соответствует информации, вынесенной в 10-ю часть статьи 38 закона «О государственном кадастре недвижимости».

Содержание ГПЗУ

В российском законодательстве четко определено, какие сведения указываются в данном документе. Это 8 основных пунктов:

  • Границы земельного участка.
  • Зоны действий публичных сервитутов.
  • Определение отступов от границ земельной территории, в пределах которых еще разрешено строительство.
  • Сведения о градостроительном регламенте. Если используемая территория попадает под его действие. При этом в ГПЗУ указываются виды разрешенных применений данного участка. За исключением муниципального или государственного его использования.
  • Если градостроительный регламент на участок не распространяется или не установлен, то нужно предоставить информацию о разрешении эксплуатации участка, его назначении и о параметрах объекта, который планируется возводить.
  • Информация о наличии на используемой территории объектов культурного наследия или капитального строительства.
  • Границы, в пределах которых будут размещены сооружения, предназначенные для муниципальных или государственных нужд.
  • Технические условия для подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Также в данном материале может быть информация о том, возможно ли разделение указанной в нем земельной территории на несколько участков.

Важность документа

Получение ГПЗУ нужно для следующих действий:

  • Определение возможности реализации планируемого проекта на данном участке.
  • Получение разрешения на строительство.
  • Согласование и подготовка проектной документации.
  • Получение разрешения для ввода построенного объекта в эксплуатацию.

Вышеперечисленное подчеркивает важность данного документа. Выдача ГПЗУ осуществляется только после согласования и получения градостроительного заключения от органов правительства города. Это довольно значимое условие. Все это необходимо для оформления ГПЗУ. Москва исключением не является. В данном случае вам понадобятся те же материалы от органов правительства столицы.

ГПЗУ как отдельный документ

Об этом уже было сказано выше. ГПЗУ можно оформить и отдельно от проекта межевания территории. Для этого нужно подать в орган местного самоуправления заявление.

ГПЗУ должны выдать в течение 30 дней. Именно такой строк отводится органу, чтобы подготовить и утвердить градостроительный план. Потом данный документ предоставляют заявителю. Никакой платы за это не взимается.

Важные критерии

Рассмотрев ГрК РФ, а именно те его части, что касаются указанного документа, можно прийти к таким выводам:

  • Любое физическое или юридическое лицо может попросить составить ГПЗУ. Что это значит? Здесь указывается на то, что совсем не обязательно должен быть застройщик, который имеет право что-то сооружать на земельном участке. Обратиться с такой просьбой может любое заинтересованное дееспособное лицо. Разница заключается в том, что получение ГПЗУ для человека, который не имеет никакого отношения к земельной территории, – исключительно удовлетворение его собственного любопытства. Это будет пустая трата времени. Ведь получить разрешение на застройку или введение сооруженного объекта в эксплуатацию может только законный хозяин участка.

  • Для осуществления выдачи ГПЗУ соответствующий орган не должен выполнять целый ряд действий, необходимых при проектах планировки территории. Потому что в тех случаях нужно обеспечить принятие решения о подготовке материалов, опубликовать и разместить на сайте (если он есть), представить заказ на разработку, провести слушания по данному факту. А после этого следует обнародовать уже утвержденные материалы.
  • Орган местного самоуправления не может требовать от человека какие-либо другие документы для ГПЗУ, кроме паспорта для физического лица и свидетельства о постановке на налоговый учет и госрегистрации – для юридического лица. Это немаловажно знать. Для получения ГПЗУ образец его вам также абсолютно не нужен. Вообще, действия муниципальных органов во всем этом очень ограничены. Ведь они могут только установить порядок подготовки документов для планировки территории, которая разрабатывалась в соответствии с решениями местного самоуправления. Это подразумевает наличие исключительно организационной регламентации действий муниципальных органов, которая может уточняться в зависимости от конкретной соответствующей процедуры подготовки, изложенной в ГрК РФ.
  • ГПЗУ должен быть готов в течение тридцатидневного срока со дня подачи заявления. Это является предельным сроком. При этом нет никакой установленной формы заявления, которое нужно подавать при желании получить данный документ.
  • Приятно то, что выдача ГПЗУ абсолютно бесплатна.
  • Последний вывод не совсем очевиден, но при анализе соответствующих данных из ГрК Рф становится понятно, что в упрощенном порядке возможна подготовка ГПЗУ только для участка, который находится на государственном кадастровом учете. Значит, данная территория, скорее всего, имеет и своего правообладателя, которым может выступать как собственник, так и арендатор. Но это совсем не означает, что данный документ не могут выдать лицу, которое не является законным правообладателем конкретной земельной территории.

Перечень документов, которые необходимы для получения ГПЗУ

К заявлению о выдаче данного материала прилагаются следующие документы:

  1. Паспорт (копия). Для физических лиц.
  2. При необходимости копия доверенности.
  3. Кадастровый план определенной территории.
  4. Копия правоустанавливающего документа на участок земли и объект капитального строительства (при наличии такового).
  5. Топографическая съемка территории с имеющимися коммуникациями (М 1:1000, М 1:500). Срок исполнения при этом не больше одного года.
  6. Технические паспорта объектов капитального строительства на земельном участке (при их наличии).
  7. Материалы, указывающие на технические условия возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства.
  8. Выписка из госреестра объектов культурного наследия, а также заключение соответствующего органа, который уполномочен на их охрану (при необходимости).

На основании чего прекращается срок действия ГПЗУ?

Это происходит в следующих случаях:

  • Отказ от права собственности на земельную территорию.
  • Прекращение разрешения на пользование недрами.
  • Осуществление принудительного прекращения права на собственность и иных полномочий на определенную территорию. В том числе проведение изъятий земельных участков для муниципальных или государственных нужд.
  • Расторжение договоров аренды и других соглашений, на основании которых у юридических и физических лиц появились права на определенные участки земли.

Трудности, связанные с ГПЗУ

Как требует соответствующее законодательство, сведения, которые необходимы для заполнения разделов данного документа, должны быть установлены правилами застройки и землепользования, проектом межевания либо материалами планировки территории. Если же все они отсутствуют, то данные критерии утверждаются временными регламентами. Так вот, для Москвы до сих пор нет особых правил застройки и землепользования. Касательно документов планирования территории и проектов межевания — только 30 % городской территории обеспечено ими. Однако при этом временные регламенты также отсутствуют. А это значит, что подготовка и заполнение ГПЗУ происходит в соответствии с одним лишь проектом правил застройки и землепользования. Таким образом, параметры использования определенного участка, что касаются высоты и плотности, очень легко изменить, уменьшив их. Это происходит на основании решения рабочих групп Градостроительной земельной комиссии Москвы. Таким образом, изменение ГПЗУ является довольно-таки несложным процессом.

На примере Москвы рассмотрим одну трудность. Она заключается в том, что в 2021 году в действие вступил Генеральный план данного города. В соответствии с ним 70 % столичной территории попадает в зоны развития — реорганизации. Это ведет к тому, что получению ГПЗУ на эти участки должна предшествовать разработка документов по их необходимой планировке. Почти вся оставшаяся территория города попала в зону стабилизации, а это в основном сохраняемые жилые сооружения. В соответствии с ГрК РФ, правила землепользования разрабатываются для того, чтобы соблюсти и обеспечить права и интересы правообладателей участков и объектов под капитальное строительство. Это должно обеспечиваться путем предоставления им выбора по использованию определенной территории самым эффективным способом. Но, как показывает практика, когда ГПЗУ рассматривается на заседаниях рабочих групп градостроительной земельной комиссии, мало кто может полностью реализовать свои намерения и законные права касательно сооружения объектов недвижимости.

Совет

Но из чего можно судить, что необходимая территория полностью сформирована и все права на нее зарегистрированы? В соответствии с ГрК РФ, для установления границ участка разрабатываются конкретные проекты межевания и планировки. Это является необходимым действием. Но если границы уже есть, что может быть при формировании и кадастровом учете, то документы по планировке территории подготавливать уже не нужно. Ведь очень важное правило при межевании – его незыблемость. Поэтому для таких земельных территорий проект по планировке участков, скорее, выступает формальностью. Ведь данные границы все равно не изменятся. Минусом является то, что большинство этих участков были сформированы при помощи процедуры согласования их места расположения, изъяны которой всем хорошо известны. Это значит, что при этом перспективы развития и использования территории, а также ее ограничения не учитывались. Вообще, почитав специализированную литературу, можно прийти к такому выводу, что ГПЗУ был по ошибке отнесен к материалам, необходимым для планировки территории. Это объективный факт. Ведь подготовка ГПЗУ и разработка документов по планировке не имеют ничего общего.

Итог

Сейчас с трудом можно найти людей, которые досконально разбираются во всех тонкостях градостроительного законодательства. Однако для обеспечения качественного сопровождения согласования необходимого ГПЗУ на заседаниях рабочих групп соответствующей земельной комиссии с целью получения максимально удобного указанного документа необходимо обратиться за помощью к профессионалам в данной сфере. Это будет оптимальным вариантом. В результате чего с легкостью разрешится вопрос: «ГПЗУ — что это и как его оформить?»

Градостроительный план земельного участка: ГПЗУ от «А» до «Я»

Градостроительный план земельного участка: ГПЗУ от «А» до «Я»

Гальцев Дмитрий Александрович

Застройка земельного участка – сложный процесс, сопряженный с подготовкой внушительного пакета технической документации. При этом важно не просто собрать все нужные бумаги, но и сделать это последовательно, так как отсутствие одного документа негативно влияет на возможность получения следующего. С аббревиатурой «ГПЗУ» застройщики и владельцы земельных участков сталкиваются уже на начальном этапе подготовки к строительству. Что входит в ГПЗУ? Как получают этот документ и сколько он стоит? Эти и многие другие вопросы будут подробно рассмотрены в статье.

Содержание:

Расшифровка аббревиатуры

ГПЗУ – это градостроительный план земельного участка.

Этот документ с 2021 года приобрел статус справочно-информационного и оформляется как самостоятельно, так и в рамках проведения процедуры межевания.

Сведения в ГПЗУ условно разделены на 2 блока:

  • графический;
  • справочный.

Никакие права и ограничения планом устанавливаться не могут, но, несмотря на это, без него ни физические лица (ФЛ), ни юридические лица (ЮЛ) не смогут приступить к строительству на участке. Реконструкция жилых и нежилых объектов недвижимости тоже возможна только после оформления ГПЗУ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ГП земельных участков – это своеобразный краеугольный камень, на который в дальнейшем будет опираться капитальное сооружение.

Связь ГПЗУ с другой технической документацией

Оформление ГПЗУ производится не сразу после того, как собственником было принято решение о необходимости будущего строительства или реконструкции уже имеющегося здания. О градостроительном плане земельного участка можно начинать говорить, как только будут готовы:

  • КПЗУ – кадастровый паспорт земельного участка по сути является выпиской из реестра, в котором содержатся идентификационные признаки участка;

  • топографический план – геоработы, предшествующие строительству, проводятся в виде наземной съемки или с помощью квадракоптеров;

  • ситуационный план – его удобно составлять параллельно топографическому, если съемка ведется с высоты (в документе отражают границы надела и прилегающие к нему объекты);

  • специальные технические условия (СТУ) – нормы разрабатываются применимо к конкретному объекту;
  • проект межевания – вспомогательный документ, позволяющий точно установить границы участка, что в дальнейшем исключает земельные споры между соседями.

На основе всех имеющихся документов, дающих полную информацию об участке, собственник может обращаться в уполномоченные органы за ГПЗУ.

Кроме перечисленной выше документации, с градостроительным планом тесно связаны ПЗЗ. «Правила землепользования и застройки» утверждаются местными органами самоуправления и определяют особенности зонирования территории в тех или иных регионах. При утверждении правил власти будут руководствоваться Градостроительным кодексом от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Все виды строительства проводятся со ссылками на ПЗЗ.

Собственников ЗУ, планирующих подавать документы на оформление градостроительного плана, часто интересует еще одна аббревиатура – ППТ. Она расшифровывается как проект планировки территории. Бумага подготавливается в рамках проведенного межевания.

Назначение документа

Важность градостроительного плана часто недооценивают, но без него будет невозможно:

  • получить разрешение на строительство или реконструкцию объектов;
  • приступить к проектированию (на его основе будут проводиться работы);
  • ввести объект в эксплуатацию.

Существуют ситуации, когда собственник самостоятельно возводит на участке строение, а затем пытается ввести его в эксплуатацию. Без технической документации объект классифицируется как самострой и может попасть под постановление о сносе. Собирать бумаги задним числом сложно, а в ряде случаев невозможно. Поэтому лучше позаботиться о них заранее.

Несмотря на то, что ГПЗУ носит сугубо информационный характер, без него проектные организации отказываются приступать к работе. Сотрудникам таких организаций важно понимать:

  • каким образом располагать на участке жилой объект;
  • насколько это безопасно;
  • где располагаются коммуникационные магистральные сети.

Информирование владельца участка и проектировщиков относительно основных характеристик и параметров ЗУ – это и есть главное назначение плана.

Содержание документа

Регламентирует форму и содержание ГПЗУ Приказ Минрегиона № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» от 10.05.2011. Если говорить в общих чертах, то сведения, изложенные в документе, касаются ряда важных вопросов:

  • наличия/отсутствия коммуникационных систем и их расположения;
  • размещения жилого объекта согласно правил пожарной безопасности;
  • выбор местоположения строения согласно санитарно-экологических норм;
  • перспективный план застройки прилегающих территорий;
  • близость к участку объектов – природного и рукотворного происхождения, несущих жильцам потенциальную опасность;
  • этажности будущего строения и др.

Данные в ГП сгруппированы следующим образом:

  • преамбула – сведения о владельце ЗУ, номер документа, кадастровый номер;
  • чертеж участка – в дальнейшем именно по нему будут ориентироваться проектировщики при выборе места размещения объекта;
  • разрешение на застройку;
  • сведения о смежных сервитутах;
  • перечень планируемых к возведению объектов;
  • отметка о возможном присоединении к инженерным коммуникациям.

Среди перечисленных разделов больше всего вопросов вызывают сервитуты – такое слово в обычной жизни не употребляется. Термин означает ограниченное право пользования чужими вещами. В понятие «вещей» включаются и земельные участки. Поэтому крайне важно указать в ГПЗУ смежные с частным участком публичные сервитуты.

Процедура получения документа

ГП оформляется бесплатно и при наличии необходимых бумаг без лишних проволочек. Отвечают за выдачу ГПЗУ органы самоуправления, занимающиеся и контролирующие градостроение. Но подача документов осуществляется через МФЦ, что существенно упрощает процедуру. Она состоит из 3 этапов:

  • сбор бумаг;
  • визит в «Мои документы» (по записи или в порядке живой очереди) и сдача документов;
  • получение ГПЗУ в положенный срок.

Если собственник участка заранее записался на прием в МФЦ, то процедура не отнимет более 15 минут. Сотруднику офиса они нужны на проверку документов и заполнение расписки о их получении.

Подать бумаги на получение ГП земельных участков возможно через портал Госуслуг. Сделать это можно и на ресурсе органов местного самоуправления, отвечающих за градостроительство.

Перечень документов

Вопросы выдачи плана регламентируются Положением ст. 46 (ч. 17) Градостроительного кодекса. Согласно ему, список необходимых бумаг различается для юридических и физических лиц. Последним собрать пакет документов гораздо проще. В него входят:

  • заявление;
  • удостоверение личности (оригинал и копия);
  • право собственности на земельный участок (оригинал и копия);
  • топографический план в разном масштабе в зависимости от размера участка;
  • копия выписки из кадастра (такая бумага заверяется нотариусом).

Выписка должна быть свежей. Она заказывается в Росреестре и стоит чуть больше 200 рублей.

Если планируется проводить работы по реконструкции, то нужно добавить к перечисленным бумагам:

  • технические паспорта уже имеющихся строений (копии);
  • договора с компаниями, обслуживающими инженерно-технические сети.

Для юридических лиц нужно подготовить:

  • заявление;
  • устав организации;
  • учредительные документы;
  • копии постановки на учет в территориальных органах ИФНС;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • кадастровую выписку (оригинал и заверенная копия);
  • правоустанавливающие бумаги на имеющиеся здания, паспорта на них и договора с обслуживающими компаниями.

Разницы между подачей бумаг ФЛ и ЮЛ не существует.

Сроки выдачи документов

Ожидать выдачи ГПЗУ придется не дольше 30 календарных дней. В некоторых ситуациях планы выдаются еще раньше – через 15-20 дней. Но в любом случае задержать оформление документов чиновники не имеют права.

Актуальность

Сделать следующий шаг в строительстве или реконструкции необходимо в течение 3 лет со дня получения ГПЗУ. В обозначенный срок можно получить разрешение на строительство и даже приступить к возведению капитального здания.

Если решить вопросы за 3 года не удастся, то необходимо будет заново проходить процедуру оформления плана.

Отказ чиновников

Редко, но все же случается принятие отрицательного решения по заявлению на выдачу ГПЗУ. При этом чиновники ссылаются на следующие препятствия:

  • неполный пакет документов;
  • предоставление неверных сведений;
  • часть документов подготовлена с нарушениями;
  • ЗУ не может быть использован под строительство;
  • надел не поставлен на кадастровый учет;
  • расхождения в фактических и документальных границах участка.    

Поделиться статьей в социальных сетях

Количество просмотров
7532

Получение ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка) — документы и сроки

При застройке того или иного участка, застройщик должен иметь градостроительный план, который выполняет роль схемы застройки и принимать во внимание нормы пожарной безопасности и отступа от красных линий. Данный план довольно требовательный, но все условия направлены на то, чтобы расположенные рядом здания не мешали друг другу.

Получить разрешение на строительство строительной компании нельзя без получения градостроительного плана. Этот процесс прост, но связан с рядом нюансов. Сегодня вы узнаете о процедуре получения градостроительного плана земельного участка для застройщика.

Застройка — особенности и условия

Когда застройщик подает запрос в структуры архитектурно-строительной инспекции по месту строительства, то он получает градостроительные условия и ограничения, касательно застройки на рассматриваемом участке земли. При подаче запроса следует предоставить следующие бумаги:

  • документ о праве владения землей или же договор об аренде;
  • месторасположение земли;
  • топографический план;
  • кадастровая справка;
  • фотографии земельного участка и прилегающих территорий;
  • градостроительный расчет (документ, который устанавливает возможно ли строительство желаемого объекта недвижимости и определяет его допустимые размеры и габариты в зависимости от существующих нормативов и ограничений)

Чтобы застройщик мог получить на руки ГПЗУ, ему прежде всего требуется свидетельство, которое подтверждает его право на владение землей и сопутствующая документация. Она потребуется на каждой стадии получения градостроительного плана.

Все бумаги будут требовать во всех инстанциях, поэтому заблаговременно сделайте несколько их копий и не забудьте сделать копии своего паспорта.

Чтобы подать заявку на получение градостроительного плана земли, заявителю нужно обратиться в Комитет градостроительства и архитектуры. Также можно обратиться и в МФЦ. Там же застройщик может получить и перечень требуемых документов для оформления ГПЗУ.

Какие документы нужны для получения ГПЗУ?

Градостроительный план земельного участка разрабатывается в течение месяца. По истечении этого срока заявитель может его забрать. Для заявки требуется такой полный пакет документов:

  • заявление по образцу на получение ГПЗУ;
  • кадастровый план ЗУ, предназначенного под застройку;
  • технический паспорт объекта;
  • договор с инженерно-энергетическими подрядчиками;
  • топографическая съемка ЗУ;
  • документ о государственной регистрации прав на строительство;
  • свидетельство о праве собственности или договор на аренду;
  • копия паспорта или документ о госрегистрации юрлица;
  • если земля находится в аренде, нужно заявление от владельца, который разрешает выполнение строительных работ;
  • акт о праве владения недвижимостью.

Помимо перечисленных документов, в уполномоченных органах могут потребовать такие:

  • устав компании;
  • документы, подтверждающие разрешение на строительство;
  • приказы об утверждении проектов планировки и межевания участка;
  • генплан;
  • поэтажные планы будущих зданий и их фасадов.

Вся документация подается в виде нотариально заверенных копий, поскольку оригиналы не возвращаются.

Естественно, что получение многих перечисленных документов , требуемых для выдачи на руки ГПЗУ, также связано с трудностями, поскольку их получить потребуется в разных органах и это может занять немало времени.

Например, кадастровую выписку выдают в региональном отделении Росреестра. Она включает такие данные:

  • общие сведения о земельном участке (адрес, площадь);
  • его кадастровый номер;
  • земля и ее категория;
  • место размещения земельного участка;
  • виды разрешенного использования земли;
  • кадастровая стоимость;
  • схематический план и подробное описание земельного участка и его рамок.

Также для получения ГПЗУ нужна топографическая съемка участка. А чтобы ее выполнить, нужно обратиться в компанию, которая имеет соответствующее разрешение и опыт. Чтобы подать заявку на выполнение такой съемки участка, заявителю будут нужны:

  • паспорт;
  • кадастровая выписка на участок;
  • свидетельство и кадастровый паспорт на землю.

Где получать ГПЗУ

Как уже говорилось, выдача градостроительного плана осуществляется в МФЦ или региональных отделениях Комитета по Градостроительству и Архитектуре. Именно этот орган и занимается разработкой ГПЗУ. Согласно Градостроительному кодексу РФ, арендаторы и владельцы участков должны получать при планировании строительства объектов градостроительные планы. Основанием для разработки плана является заявление.

Очень важно его составить грамотно, от этого зависит успех получения ГПЗУ. Если заявление будет составлено неправильно, то заказчику могут впоследствии отказать в выдаче плана. Заявление заполняется на бланке, который выдают при оформлении. Он содержит такие данные:

  • месторасположение ЗУ;
  • его площадь;
  • информация о расположенных постройках на его территории;
  • кадастровый номер;
  • технические данные построек на участке;
  • информация об охраняемых объектах, размещенных на территории;
  • подключение строений к коммунальным сетям;
  • другие сведения.

После заполнения бланка заявления его регистрируют и подают вместе с другими документами.

Могут ли отказать в выдаче ГПЗУ?

В некоторых случаях комитет по архитектуре и градостроительству отказывает в получении градостроительного плана. Это происходит в следующих ситуациях:

  • когда имеются несоответствия в описании участка;
  • когда документы оформлены неправильно или поданы в недостаточном объеме;
  • если документация просрочена и не имеет юридической силы;
  • когда бумаги не соответствуют законодательным требованиям.

Если застройщику было отказано в выдаче ГПЗУ, то он должен вернуться в уполномоченный орган и получить официальный отказ в бумажном виде, где указываются причины. Также он может быть выслан заявителю и по почте.

Отказ в выдаче ГПЗУ не является поводом не обращаться за получением плана повторно. Его можно обжаловать как в суде, так и до суда. Жалобу подают в следующих случаях:

  • если нарушается срок регистрации заявки о выдаче градостроительного плана;
  • при несоблюдении срока выдачи плана;
  • если заявителю отказали в приеме заявления на получение ГПЗУ;
  • если ведомство потребовало документы, которые не предусмотрены законодательно для получения ГПЗУ;
  • при получении отказа при любой причине;
  • при требовании платы за градостроительный план;
  • когда отказ связан с ошибками, которые допустили должностные лица.

Жалобу заявитель может подать письменно или через интернет. Уполномоченный орган рассматривает ее в течение двух недель, срок рассмотрения начинается с момента подачи жалобы и ее регистрации.

Процедура и сроки выдачи ГПЗУ

Получение градостроительного плана не связано с какими-то правовыми действиями, которые выполняются после согласования планировки участка и его границ. Разработка и выдача плана связана с выполнением мер, которые регламентируются работой муниципальных органов. ГПЗУ готовят в архитектурном комитете и выдают на основании подготовленных документов. ГПЗУ перед выдачей также должен быть утвержден местной администрацией.

Получить градостроительный документ может как физическое лицо, занимающееся застройкой участка, так и юридическое, например, компания или частный предприниматель.

Готовый градостроительный план выдают через тридцать рабочих дней с момента, когда были поданы все бумаги и зарегистрировано обращение.

Обратиться за получением документа заявитель может в уполномоченные органы как посредством личного визита, по почте, через интернет или же своего представителя, действующего на основании доверенности.

Как застройщик может получить разрешение на строительство?

После того как застройщик получил на руки в готовом виде ГПЗУ, он задается вопросом получения разрешения на строительство. Такой документ ему также выдают в Комитете, который занимается вопросами градостроения и архитектуры. Чтобы получить разрешение, ему потребуются следующие бумаги:

  • документы, подтверждающие право собственности на участок;
  • ГПЗУ;
  • генеральный план застройки участка.

Как мы видим, застройка того или иного участка может быть связана с серьезной и долгой бумажной волокитой. Получение кадастровых справок, градостроительного плана и разрешения на строительство – процесс долгий и может отнять немало моральных сил.

Но чем быстрее вы все соберете, тем быстрее получите заветное разрешение и сможете приступать к строительству на указанной территории.

Выдача градостроительных планов земельных участков

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме посредством:
    • официального сайта Комитета в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» (www.kgainfo.spb.ru), в том числе посредством электронной почты (адрес электронной почты: [email protected]);
    • федерального Портала (www.gosuslugi.ru);
    • Портала (www.gu.spb.ru).
  3. При подаче жалобы через Портал заполнение заявления о рассмотрении жалобы производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА. Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которыми ранее были поданы электронные заявления о предоставлении государственных услуг (услуг организаций).Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подается руководителю МФЦ; жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ подается учредителю МФЦ.

    Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).

    При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  4. Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения и действия (бездействие) председателя Комитета подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в абзаце втором настоящего пункта, дается информация о действиях, осуществляемых Комитетом, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в абзаце втором настоящего пункта, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрения жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (адрес: Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, телефон: 576‑48‑66), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: