Правила и процедура изъятия земельных участков ввиду их ненадлежащего использования

Правила и процедура изъятия земельных участков ввиду их ненадлежащего использования

Вопросы, связанные с передачей участков земли в собственность, всегда имели огромное значение для граждан РФ. В последнее время неслучайно все больше внимания уделялось целевому назначению конкретных участков. Это обуславливается тем, что многие земли, имеющие сельскохозяйственное и прочее назначение, утрачивают свои полезные свойства из-за загрязнения.

Допускается использование предоставленной земли только в рамках норм, установленных действующим законодательством. Нарушение соответствующего режима приводит к назначению штрафных санкций со стороны хозяйственных субъектов.

Для понимания характерных особенностей того, как происходит изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования, необходимо ознакомиться с установленными случаями, с порядком и основаниями, с признаками использования земли не по назначению, а также с возможностью закрытия процедуры.

Права собственности на землю согласно Гражданскому Кодексу

Ключевым основанием для изъятия участка земли считается ненадлежащее использование конкретной территории в течение установленного законодательством срока. Это в полной мере прописывается в комментариях к статье 284 Гражданского Кодекса РФ. Также рассматриваемая ситуация может произойти из-за грубых нарушений правил рационального использования.

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования предусматривает следующие процедурные этапы:

  • уведомление действующего собственника участка о факте наличия нарушений;
  • принятие решения об изъятии уполномоченными органами государственной или муниципальной власти;
  • продажа земли в рамках публичных торгов.

Помимо прочего стоит отметить, что, если владелец земли уведомит компетентный орган о своем согласии исполнить постановление, то участок будет реализован практически моментально. Однако, если собственник не согласен с решением, то полномочия контролирующей инстанции могут быть реализованы только путем обращения в судебные инстанции.

В статье 54 Земельного Кодекса РФ содержится исчерпывающая информация о перечне соответствующих органов и о порядке уведомления нарушителей.

Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения

Образец постановления об изъятии земельного участка:

Изъятие земельного участка производится в том случае, если земельный участок использовался не по назначению.

Узнайте далее, как рассчитать налог на земельный участок.

В каких случаях государство может лишить прав на землю

Процедура изъятия участков земли для государственных нужд осуществляется только в особых случаях. Данное решение принимается в каждом конкретном случае исполнительными органами федеральной или региональной власти. Актуальный порядок изъятия регламентируется в статье 279 Гражданского Кодекса.

Например, изъятие может быть проведено в связи со строительством транспортной магистрали по территории расположения участка, или при прокладывании инженерных коммуникаций.

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

В качестве возмещения собственнику земли будет выплачена определенная сумма денежных средств, соразмерная стоимости земли. Также государство может перевести компенсационные выплаты по упущенным выгодам владельца.

Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего или нецелевого использования

Статья 286 Гражданского Кодекса РФ устанавливает факт того, что порядок изъятия участков земли из-за некорректного использования регламентируется только нормами действующего законодательства.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению

Если владелец в письменном формате направит уведомление в компетентный орган о своем согласии, то земля будет реализована с публичных торгов. В противном случае потребуется судебное разбирательство.

Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Порядок изъятия участка за нецелевое использование, предоставленного действующему пользователю на праве бессрочного пользования или наследства, регулируется статьей 54 Земельного Кодекса РФ.

Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Ненадлежащее использование заключается в следующем:

  • использование с грубым нарушением рациональных нормативов, в том числе, если земли применяется не по целевому назначению;
  • порча плодородных характеристик земель;
  • невыполнение предъявленных обязательств по охране земель и почв;
  • неиспользование участка, предназначенного для сельскохозяйственной деятельности, в течение трех лет, если иные сроки не устанавливаются законодательством.

Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Прекращение прав пользования в принудительном порядке происходит на основании судебного постановления или решения органа исполнительной власти.

Какими могут быть основания

Действующий в 2022 году Земельный Кодекс РФ не содержит в себе определенный перечень оснований для принудительного изъятия участков земли у действующего владельца, делая отсылку на положения статьи 44 Гражданского Кодекса.

Данный нормативный акт в действительности содержит в себе основания, среди которых стоит выделить следующие:

  • неиспользование участков земли, выделенных государством или муниципалитетом для ведения гражданином сельскохозяйственных или прочих подсобных работ, в течение трех лет, если прочие временные рамки не регламентируются законом – это требование содержится в статье 284 Гражданского Кодекса РФ;
  • использование земли с грубыми нарушениями, снижение плодородности почв, значительное ухудшение экологической чистоты региона;
  • использование участка для захоронения отходов химического производства.

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

С июля 2022 года на территории Российской Федерации действуют нормы, касающиеся принудительного изъятия земель. Возможность осуществления принудительного процесса существовала и раньше, но тогда собственник имел больше шансов для сохранения своего имущества в неприкосновенности.

Признаки использования не по назначению

Признаки использования участков земли не по назначению определяются в перечне, сформированном Правительством РФ в Постановлении №369 от 23 апреля 2022 года. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить следующие:

  • высокое содержание сорняков на конкретной территории – больше 30% всего покрытия;
  • отсутствие признаков проведения пахотных работ в сельскохозяйственных угодьях;
  • отказ от сбора урожая на систематической основе;
  • произрастание большого количества кустарников;
  • допущение возникновения болот на местности и так далее.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

У арендатора

Земельные участки, находящиеся во владении гражданина на основании арендного соглашения, рекомендуется использовать в соответствии с теми нормами, которые прописываются в соответствующем договоре.

Любые нерегламентированные операции не могут быть осуществлены без предварительного разрешения фактического собственника. На тех же основаниях происходит определение рамок распоряжения участком земли.

Гражданский Кодекс РФ содержит в себе исчерпывающие сведения о том, что арендатор не может ни при каких обстоятельствах выходить за пределы положений, регламентирующих земельные правоотношения.

Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества

Что касается нормы о расторжении договора, то она содержит в себе перечень указаний на то, что при несоблюдении определенных нормативов одной из сторон сделки, соглашение может быть расторгнуто. Для арендатора это влечет за собой возникновение последствий юридического характера, заключающихся в утрате права пользования участком.

Стоит помнить о том, что процесс расторжения основного документа, если стороны не достигли понимания по определяющим вопросам, допускается исключительно после согласования претензий.

В случае, если на данном этапе заинтересованные стороны смогут прийти к консенсусу, то должно быть в обязательном порядке составлено соглашение о расторжении, в результате которого земля возвращается владельцу.

Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества

При возникновении острых конфликтных ситуаций проблема решается путем подачи искового заявления в компетентный суд.

Изъятие участка земли может быть произведено, если арендное соглашение было расторгнуто на следующих основаниях:

  • добровольное согласие;
  • административное постановление, если в качестве арендодателя выступает местный муниципалитет;
  • постановление судебных инстанций.

Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков

У собственника

Региональная администрация, на основании полученной информации об использовании участка не по назначению, формирует специальную межведомственную комиссию, ответственную за прекращение полномочий собственника. Ее уполномоченные представители производят обследование конкретной территории и составляют специальный акт.

Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

На основании последнего документа выносится постановление, содержащее в себе претензию о нарушении установленного регламента использования земли. Это приводит к тому, что на владельца накладываются штрафные санкции.

Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

В некоторых случаях граждане, получившие соответствующее предписание, посещают компетентный департамент администрации для составления соглашения о передаче прав в пользу хозяйственного субъекта.

На данном этапе допускается поиск консенсуса. В ситуации, когда собственник игнорирует полученную претензию, муниципалитет обращается в суд для оформления законной процедуры изъятия земельного участка.

Можно ли избежать

Избежать потери земельного участка можно с учетом удовлетворения следующего набора требований:

  • обрабатывать участок хотя бы трижды в год;
  • получить предписание от органов местного самоуправления, погасить обязательства по штрафным санкциям и начать обработку земель – помимо прочего, от прав на участок можно отказаться на добровольной основе путем составления и подачи в компетентные учреждения специального заявления;
  • выкупить свой же земельный участок с публичных торгов, что в свою очередь поможет погасить некоторую сумму штрафных санкций и вернуть землю в пользование – для этого нужно привлечь любое лицо, включая близкого родственника или компетентного представителя.

Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Изъятие участков возможно только при наличии решения, которое принимается органами местного или муниципального управления.

Земля занимает особое место среди всех природных ресурсов страны и пользуется приоритетом, по сравнению с остальными видами недвижимости. Поэтому большинство людей старается стать владельцем собственных земельных наделов, которые можно использовать различными способами, извлекая максимальную материальную пользу.

Для этого достаточно использовать территории одним из путей, предусмотренных прямым целевым назначением: постройка жилья, возведение дополнительных зданий, организация сельскохозяйственных работ и предприятий, а также проведение различных финансовых операций: продажа, покупка или же аренда.

Любая форма использования не освобождает от соблюдения правил и выполнения обязанностей, предусмотренных действующей законодательной базой.

В случае несоблюдения целевого назначения или нарушения предписанных норм закона владелец, собственник или пользователь может столкнуться с неприятными правовыми последствиями своих действий: штрафами или же наиболее кардинальными мерами – изъятием земельных территорий. Поэтому каждый пользователь участков должен знать, в каких случаях возможно изъятие территорий и какая ответственность наступает за несоответствующее использование земельной недвижимости.

Понятие ненадлежащего использования земельного участка

Основным условием для полноправного владения, длительной собственности и полноценного пользования земельными территориями является соблюдение правил рационального распоряжения земельными территориями. Согласно действующему законодательству рациональное использование земли заключается в принятии максимальных мер со стороны пользователей и обеспечение эффективных способов для охраны земли и повышения ее плодородных свойств.

Помимо этого, эксплуатация не должна причинять никакого вреда территориям, как природному объекту, полностью соответствовать ранее определенному целевому предназначению, а также оптимальной территориальной и административной организации участков.

Использование земель также включает в себя экономическое, финансовое, экологическое и сельскохозяйственное подспорье. Законодательные акты земельной сферы включают в себя определенные требования к пользователям земельных территорий, основные среди которых:

  • Использование недвижимости в полном соответствии с прямым целевым предназначением, а также законно разрешенными способами, которые не наносят ущерба природному ресурсу. На данный фактор влияет также категориальная принадлежность территорий
  • Исключать какое-либо загрязнение, структурную деградацию и существенное ухудшение плодородных свойств верхнего слоя почвы
  • Осуществлять и регулярно применять всевозможные мероприятия для сохранения плодородного слоя и естественных свойств земли
  • Применять всяческие меры для охраны не только земли, но и лесных, водных объектов, а также обеспечить пожарную охрану окружающей среды
  • Проводить различные мероприятия по рекультивации земель с нарушенной структурой, восстановлению плодородного слоя почвы.

Соответственно ненадлежащее использование земельных территорий заключается в такой эксплуатации недвижимости, которая не соответствует данным нормам закона, а также характеризуется грубым нарушением всех юридических норм.

Основными параметрами ненадлежащего использования участков являются следующие факторы:

  • использование участка не в соответствии с целевым предназначением конкретной территории;
  • нарушение правил рациональной эксплуатации земель;
  • допуск длительных перерывов в процессе распоряжения территориями;

Условия изъятия земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка

Земельное законодательство предусматривает определенные случаи, которые характеризуются ненадлежащим использованием земельных территорий владельцами, собственниками и пользователями. Осуществление какого-либо из указанных в законе действий предусматривает принудительное прекращение прав на земельный участок по причине ненадлежащего распоряжения территориями и влечет за собой принудительное изъятие недвижимости из собственности и эксплуатации по той же причине.

Основными причинами изъятия земельных территорий вследствие нерационального распоряжения территориями, являются следующие:

  • длительный отказ от использования земли сельскохозяйственного предназначения на протяжении трех лет подряд или более длительного срока, который предусмотрен земельным законодательством;
  • ненадлежащее эксплуатирование территорий;
  • грубое нарушение всех правил и норм надлежащего использования земель, которые предписаны законодательными актами.

Порядок принятия решения об изъятии земельного участка

Изъятие земельных территорий возможно только при наличии соответствующего решения, которое принимается органами местного или муниципального управления. Процесс подготовки и принятия решения об изъятии земли является первоначальным этапом процедуры, а также включает сбор и анализ важных данных со следующими целями:

  • установление конкретного расположения, типа и кадастровых данных участка (месторасположение, точная площадь, кадастровый номер и др.), которые должны быть указаны в кадастровом паспорте территории;
  • определение цели и сроков изъятия, а также установление причин, которые соответствуют перечню мер ненадлежащего использования земли;
  • конкретизация лица, у которого изымается территория, а также уточнение правовых оснований для собственности на землю;
  • поручение исполнительным органам извещения виновного лица о принятии решения, а также предстоящей государственной регистрации решения в законном порядке;
  • определение прав, которые приобретает конкретное лицо.

Ответственность за ненадлежащее использование участка

Действующим законодательством предусмотрены различные виды правовой ответственности за ненадлежащее использование земель: гражданскую, административную и уголовную. Такую ответственность несут не только законные владельцы, но и к пользователи земель, на которых по договору или законодательным предписанием возложено право и обязанность по использованию недвижимого имущества.

Помимо этого, административные нарушения земельного законодательства подразумевают наложение штрафов, а также имеют следующие последствия для пользователей:

  • признание договоров и финансовых сделок с земельными территориями недействительными;
  • признание недействительными решений о передаче в пользование земель, которые поступают от органов государственного или местного самоуправления;
  • отказ в процессах государственной регистрации территорий или же признание предыдущих регистрационных манипуляций недействительными;
  • привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые нарушают правила эксплуатации или меняют целевое предназначение земель по своему усмотрению.

Обжалование решения об изъятии земельного участка в судебном порядке

Решения об изъятии земельных территорий принимаются государственными исполнительными органами или учреждениями местного самоуправления. Обжалование таких документов возможно лишь при условии, что решение не соответствует всем требованиям действующего законодательства или же нарушает права и законные интересы заявителя.

Право на обжалование решений о принудительном изъятии территорий появляется у физических и юридических лиц с момента получения уведомления о государственной регистрации соответствующего решения. Основанием для обжалования решений об изъятии земельной недвижимости является отсутствие действительной связи между решением органа государственного или муниципального управления об изъятии участка с возможностью реализации права лица на обжалование такого документа.

Основным фактором при рассмотрении судебных исков с обжалованием решений об изъятии территорий является наличие законных оснований для изъятия.

Таким образом, ненадлежащее распоряжение земельными территориями влечет за собой серьезные правовые последствия для всех видов пользователей (владельцев, собственников и эксплуататоров) наиболее распространенным среди которых является изъятие участков.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Комментарий к статье 286 Гражданского Кодекса РФ

1. Земельный кодекс прямо относит к ведению Российской Федерации изъятие земельных участков для ее нужд, в т.ч. путем выкупа, и к ведению органов местного самоуправления — изъятие земельных участков, в т.ч. путем выкупа, для муниципальных нужд. Акты проведенной административной реформы определили соответствующие полномочия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы (см. коммент. к ст. 268) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Федеральным законом от 06.10.2003 изъятие земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд, в т.ч. путем выкупа, и земельный контроль отнесены (подп. 20 п. 1 ст. 14) к вопросам местного значения поселения; на межселенных территориях — к вопросам муниципального района (подп. 15 п. 1 ст. 15); в границах городского округа — к вопросам городского округа (подп. 26 п. 1 ст. 16). При этом органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями одноименных органов поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями (п. 2 ст. 15).

Земельный кодекс (ст. 10) относит изъятие земельных участков, в т.ч. путем выкупа земель для нужд субъектов Российской Федерации, к полномочиям последних. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по установленным Конституцией предметам совместного ведения, каким является земельное законодательство, осуществляются с учетом Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ — СЗ РФ, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27 (ч. II), ст. 2709).

2. Правила комментируемой статьи также отсылают к земельному законодательству при установлении порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях, названных в ст. 284 и 285. В то же время Земельный кодекс (ст. 44) указал, что порядок изъятия у собственника участка в подобных случаях устанавливается гражданским законодательством. Земельный кодекс (ст. 54) установил обязательное предупреждение только при принудительном прекращении права на земельный участок и только лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка (землевладельцев, землепользователей — см. коммент. к ст. 287).

Земельный кодекс (ст. 71, 72) ввел новую систему государственного земельного контроля — специально уполномоченными государственными органами, а также муниципальный земельный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Таким специально уполномоченным федеральным государственным органом в результате административной реформы стало Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (см. Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 N 418). Это Федеральное агентство подчинено Министерству экономического развития и торговли РФ. В определенных обстоятельствах оно взаимодействует с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов РФ, осуществляющей государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 N 370).

Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Пункт 2 комментируемой статьи исходит из добровольности исполнения принятого решения об изъятии земельного участка органами, названными в п. 1 (см. п. 1 и 2 комментируемой статьи). Тогда, с получением письменного согласия собственника об этом, участок будет продаваться с публичных торгов (см. коммент. к ст. 447 — 449), что дает его собственнику определенные преимущества, в частности коммерческую компенсацию в связи с изъятием участка. Когда собственник возражает против изъятия у него земельного участка, орган, принявший решение об изъятии, заявляет свои требования о продаже участка в судебном порядке.

Другой комментарий к статье 286 ГК РФ

1. ЗК не определяет органы, имеющие право принимать решения об изъятии земельных участков у собственников при нарушении ими земельного законодательства, равно как и порядок принудительного изъятия такого земельного участка, отсылая в последнем случае к гражданскому законодательству. ЗК (ст. 54) устанавливает порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся их собственниками (см. коммент. к ст. 287). Представляется, что с учетом правил, установленных комментируемой статьей, этот порядок может быть использован при прекращении права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства.

2. Существенное отличие порядка прекращения права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства, который был установлен ЗК РСФСР и законодательством ряда субъектов РФ, от порядка, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в том, что прекращение права собственности (изъятие) земельного участка производится не безвозмездно, а путем его принудительной продажи с торгов, в то время как ранее земельный участок изымался безвозмездно на основании решения органа, предоставившего данный участок.

Однако применительно к некоторым видам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (в основном используемых для товарного сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими крестьянское хозяйство, и сельскохозяйственными коммерческими организациями) принцип возмездности изъятия данных земельных участков в случае их ненадлежащего использования определен недостаточно четко. Так, в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об обороте земель указанный земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего его использования. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Таким образом, здесь прямо не предусматривается продажа земельного участка с торгов. В данном случае может быть применен принцип верховенства специального закона над общим, исходя из того, что специальный закон посвящен специальному объекту — землям сельскохозяйственного назначения. Однако, учитывая необходимость равной защиты права собственности на землю, думается, что и в этом случае следует применять возмездное принудительное изъятие земельных участков.

3. При применении п. 2 комментируемой статьи могут возникнуть некоторые сложности, связанные с организацией и проведением торгов, поскольку правила ст. ст. 448 и 449 ГК не могут быть полностью применимы к этому случаю. Основные вопросы, которые при этом возникают, по нашему мнению, следующие.

Первый. Если предположить, что земельный участок будет продан по наиболее высокой цене, сложившейся в результате проведения торгов, то в этом случае лишение собственника его земельного участка может оказаться не санкцией, а поощрением, если, например, лицо и не собиралось использовать земельный участок, а держало его для продажи с учетом возможного роста цен на землю. В равной мере это относится и к лицам, которые совершили порчу земель, привели их в состояние, непригодное для использования, а за эти действия в результате проведения торгов они получают определенную компенсацию. При этом можно также предположить, что даже загрязненные земли в определенных регионах при изменении целевого назначения (например, сельскохозяйственные угодья, продаваемые для коттеджного строительства) могут быть проданы по достаточно высокой цене.

Второй вопрос — о последствиях несостоявшихся торгов. Такая ситуация весьма реальна в землеобеспеченных регионах.

Поэтому для реализации норм ст. ст. 284 — 286 ГК необходимо законодательное закрепление порядка проведения публичных торгов при принудительной продаже земельных участков за земельные правонарушения.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением соответствующего органа об изъятии (продаже с торгов) земельного участка, указанный орган обращается в суд. В этом случае до решения суда продажа земельного участка с торгов не допускается. Только решение суда является основанием для проведения публичных торгов.

Изъятие земельного участка по решению суда и при ненадлежащем использовании

Изъятие земельного участка по решению суда

Земельный участок может быть изъят принудительно по решению суда:

  1. с возмещением — для государственных или муниципальных нужд, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии (ст. 282 ГК РФ);
  2. безвозмездно — в виде санкции за совершение преступления (конфискация) (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ).

Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:

  • сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. 

Временное изъятие земельного участка (реквизиция)

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции (ст. 51 ЗК РФ).

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику

    • возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или
    • по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке (ст. 242 ГК РФ).

Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Ст. 286 ГК РФ определяет, что порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования установлен земельным законодательством, причем:

  1. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
  2. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, установлен ст. 54 ЗК РФ.

Ненадлежащее использование земельного участка (ст. 45 ЗК РФ):

    • использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • порча земель;
    • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
    • невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. 

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным выше, осуществляется на основании:

    1. вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания);
    2. решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка), предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений),.

Об административной ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2022 г. N 195-ФЗ

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после получения данных материалов направляет в суд требование об изъятии земельного участка или принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Все возможные случаи конфискации не только земельного участка, но и всего имущества описаны здесь https://iuristonline.ru/imushestvo_finansi/v-kakom-sluchae-mogut-konfiskovat-imushhestvo.html. В статье есть подробная инструкция, ссылки на все нормативные акты, а также полезное видео по теме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: