Новый порядок изъятия земельных участков в 2021 году для муниципальных и государственных нужд

Новый закон об изъятии земельных участков 2021-2021 для государственных и муниципальных нужд (в чем суть) — последние важные новости на сегодня

23 июля 2021 года Государственная Дума ФС РФ приняла во втором чтении законопроект о комплексном развитии территорий, исключающий возможность изъятия недвижимости у граждан для государственных и муниципальных нужд, сообщает РИА «Новости». О сути внесенных поправок в старый закон читайте ниже.

В первом чтении законопроект был принят в ноябре 2021 года. Документ, в частности, направлен на создание условий для вовлечения в оборот неэффективно используемых земельных участков, в том числе бывших промзон.

В первоначальной версии проект также предусматривал возможность принудительного изъятия для государственных и муниципальных нужд земельных участков с многоквартирными домами.

Речь шла как об аварийном или подлежащем сносу жилье, так и домах не признанных таковыми, но включенных в муниципальные адресные программы.

Как заявил РИА «Новости» глава комитета ГД по транспорту и строительству Евгений Москвичев, поправки ко второму чтению полностью исключают возможность изъятия недвижимости у граждан.

Напомним, что Законопроект № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» получил большой резонанс после того, как его противники объявили, что документ узаконит принудительное изъятие у собственников жилья и земельных участков в угоду застройщикам. В Москве активисты назвали законопроект «всероссийской реновацией», сообщает портал newdaynews.ru

На предпоследнем в этой сессии заседании Госдумы депутаты вновь вернулись к вопросу об изъятии земельных участков под многоквартирными домами для государственных нужд.

Процедура была описана в поправках в Градостроительный кодекс, но ко второму чтению норму из проекта убрали. Однако как оказалось, возможность изъятия участков уже есть в действующем законе, передает корреспондент Накануне.RU.

Поправки Правительства стали причиной пикетов у здании Госдумы. Норма, напомним, предусматривала принудительное изъятие жилья и участков для реализации программ комплексной застройки.

Для чего кабмин вносил инициативу депутатам узнать не удалось, представитель Правительства предложил переадресовать вопрос Минстрою. По неподтвержденным данным, принятие закона лоббирует принадлежащая владельцу «Реновы» Виктору Вексельбергу девелоперская группа «Кортрос».

Закон уже без поправок об изъятии был принят в третьем чтении, но в начале заседания депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг предложил убрать проект из повестки, мотивируя все тем же изъятием. Пояснения дала депутат Галина Хованская.

«В этом законопроекте нет этой нормы, но она есть в действующем законе. И аргумент о том, что не при нас его принимали не действует. Мы сами еле разобрались, но сейчас можно применить норму об изъятии участков под многоквартирными домами», — сказала Хованская, добавив, что норма должна быть скорректирована и касаться только домов, признанными аварийными.

Отметим, что норма об изъятии содержится в ст. 9 Земельного кодекса РФ. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится «установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд».

Кроме того, ст 46 Градостроительного кодекса говорит о том, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Представители профильного комитета и спикер Госдумы Вячеслав Володин отказались снимать закон с рассмотрения для внесения новых поправок. «Эсерам» они предложили внести новый законопроект с поправками.

ИТОГО, уже с 2021 года жители всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО – могут не волноваться об изъятии земельных участков.

01.08.2021 16:35

Земельный
эксперт

6257

Основания для изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд. Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в ст. 49, 56 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ. На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен Постановлением Правительства РФ № 442 от 06.05.2015 г.

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.

В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

Список законов

  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 56 ЗК РФ
  • Статья 279 ГК РФ
  • ПП РФ № 442 от 06.05.15 г.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Законы РФ об изъятии земельных участков в 2021 году

Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом. Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами.

В процессе изъятия не имеет значения, кто и на каких основаниях владеет участком земли. В подавляющем большинстве случаев земли изымаются из частной собственности для реализации общественных интересов.

Закон об изъятии земельных участков в 2021 году имеет характерные особенности. Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой.

Важные нюансы

Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке. В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.

Стоит отметить, что в стоимость земельного объекта входят следующие параметры:

  • рыночная цена;
  • стоимость имущества, располагающегося на земле;
  • сумма убытков владельца, связанных с упущенными выгодами или с переездом на другое место.

В рассматриваемой ситуации основная сложность заключается в определении стоимости участка. Государственные органы берут за основу рыночные показатели, исходя из полученных результатов по факту оценки. Если действующий собственник не согласен с проведенной процедурой, то он может инициировать независимые оценочные мероприятия и назвать свою стоимость.

Правообладатели должны быть в обязательном порядке уведомлены об изъятии земельного участка в течение недели со дня принятия соответствующего решения. Также владельцу передается проект договора о выкупе земли с указанием предлагаемой стоимости.

На изучение всех нюансов может отводиться до 3 месяцев. Передача участка в собственность государства или муниципалитета раньше истечения указанного срока может быть осуществлена только с согласия непосредственного собственника.

Что говорит Закон об изъятии земельных участков в 2021 году

Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

К постановлению об изъятии в каждом конкретном случае прикрепляется специальная схема расположения участка. Органы местного самоуправления, которые участвовали в процессе принятия решения, имеют законные основания для утверждения прочего варианта схемы расположения земли.

Образец постановления об изъятии земельного участка:

Основания

Закон об изъятии земельных участков гласит о том, что владелец может лишиться своей собственности в следующих случаях:

  • при размещении энергетических коммуникаций;
  • при установке оборудования, относящегося к атомной энергетике;
  • при размещении оборонительных военных систем;
  • при организации космической деятельности;
  • в случае прокладывания транспортных развязок.

Стоит отметить, что существуют и прочие обстоятельства, регламентируемые действующим федеральным законодательством. Одним из ключевых условий при изъятии земельных участков считается процедура возмещения, в рамках которой определяется выкупная ценна, определяющаяся с помощью договора между действующим владельцем и государственным учреждением, занимающимся изъятием.

В связи с неиспользованием

Если земля изымается в связи с ненадлежащим использованием, то это делается принудительно в силу того, что владелец, по сути, нарушает нормы законодательства.

Это актуально для следующих случаев:

  • участок предназначается для строительных мероприятий или ведения подсобного хозяйства, но в течение трех лет он никак не использовался;
  • использование земли осуществляется с нарушением законодательных норм, например, если из-за некорректных действий теряется плодородность близлежащих участков или нарушается экология региона;
  • земля используется для хранения химических отходов.

В случае, когда собственник соглашается отдать участок, он практически сразу же реализуется с публичных торгов. В противном случае вопрос решается исключительно в порядке судебного разбирательства.

Для государственных нужд

Решение об изъятии земли для государственных нужд принимается в исключительных ситуациях, перечень которых в полной мере прописан в статье 49 Земельного Кодекса РФ. Выкуп производится органами власти Российской Федерации или представительствами субъектов. Постановление выносится компетентными органами исполнительной власти.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Порядок осуществления операции предусматривает то, что государственные органы договариваются с собственником о сумме выкупа, условиях и остальных нюансах с помощью заключения специального соглашения. При этом правообладатели могут рассчитывать на получение компенсационных выплат по факту потери имущественных ценностей и понесенных убытков.

Изъятый земельный участок может быть заменен на объект недвижимого имущества идентичной ценности. Также гражданам в некоторых случаях предлагается другой участок меньших размеров.

По результатам принудительного изъятия должно в обязательном порядке обеспечиваться равносильное возмещение. В противном случае владелец имеет основания для подачи искового заявления в компетентный суд.

Сроки, сумма и нюанс возмещения определяются в судебном порядке на основании предоставленной документации.

Для муниципальных нужд

Под муниципальными нуждами может пониматься развитие территории, находящейся в подчинении определенного регионального субъекта. Изыматься могут только те участки, в отношении которых было ранее принято компетентное решение о комплексном переустройстве. Для этого должно заключаться специальное соглашение с исполнителями.

Такое решение принимается на основании проектной документации о межевании территории. Постановление об актуальности данного факта пересылается действующему владельцу в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения. В случае отказа от заключения договора в установленные сроки земельный участок может быть конфискован на основании судебного постановления. Помимо прочего, суд сам определяет условия изъятия и стоимость выкупа.

Денежные средства перечисляются на известный банковский счет бывшего собственника или остаются на хранении у уполномоченного нотариуса до востребования. Обжалование судебного решения может быть достигнуть только по отношению к параметру о сумме возмещения.

Новый порядок процедуры

Рассматриваемая процедура может быть осуществлена в несколько этапов.

В первую очередь стоит выделить следующие:

  • предупреждение действующего владельца о факте наличия нарушений;
  • принятие мер органами местного самоуправления или государственной власти по изъятию земельных участков;
  • реализация участка в пользу государственного органа – данный этап предусматривает предоставление уведомления о согласии в соответствующий орган;
  • если собственник отказался от продажи своего участка, то представители органа, принявшего решение, должны решить данный вопрос исключительно в порядке судебного разбирательства.

Добровольное или принудительное

Каждому правообладателю в рассматриваемой ситуации будет предложено соглашение о выкупе земли.

В подавляющем большинстве случаев в цену включаются следующие параметры:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость размещенных имущественных объектов;
  • сумма упущенных выгод и затраты на переезд.

Именно цена является наиболее значимым предметом в рамках переговорного процесса – ее определение в некоторых ситуациях может длиться до 3 месяцев. Обычно органы власти осуществляют покупку земли по рыночной стоимости на основании самостоятельной оценки. Конечно, владелец может не согласится с ней и, в соответствии с законодательством, привлечь к процедуре независимую экспертную группу.

Что касается принудительного изъятия, то оно становится актуальным только в тех случаях, когда сторонам не удалось договориться мирным путем. Такое взыскание производится только по решению высших судебных инстанций.

В такой ситуации сумма выкупа определяется компетентными представителями суда. Исковое заявление может быть подано только через три месяца после получения собственником проекта соответствующего соглашения.

Поиск правообладателей

Процедура изъятия земли начинается с выявления граждан, выступающих в качестве действующих собственников. Для этих целей заинтересованный муниципальный орган отправляет запрос в государственный реестр. Если это не дало результатов, то этот запрос передается в архивы или органы государственной власти, где могут храниться данные сведения.

Помимо прочего, поисковая операция организуется путем размещения сообщения на официальном сайте компетентного органа или на городских информационных стендах через 60 дней с момента принятия постановления об изъятии. Это в полной мере регламентируется нормами статьи 56.5 Земельного Кодекса РФ.

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

Кто принимает окончательное решение

После обнаружения всех лиц, имеющих законные основания на распоряжение участком, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны указываться параметры изымаемых участков, расположенные на них имущественные объекты, а также реквизиты документации, на основании которой осуществляется процедура.

В случае, если соответствующее решение принимается на основе ходатайства, то также должно быть указано наименование организации, подавшей его.

Постановление

Решение об изъятии обычно принимается за два месяца.

Оно в обязательном порядке должно содержать в себе следующие нормы:

  • основания для изъятия участка;
  • лица, у которого изымается участок;
  • площадь земли и актуальные кадастровые номера.

В течение семи дней с момента принятия решения, орган исполнительной власти должен направить в определенные учреждения копию постановления о том, что собственники земли больше не имеют на нее прав.

Компенсация

Для расчета компенсационных выплат необходимо иметь информацию о кадастровой стоимости, которая приближается к рыночному показателю. Зачастую соответствующая цифра получается неопределенной и не удовлетворяет потребности собственника участка. После этого принимается решение о переоценке рыночной стоимости.

Владелец может выбрать два способа для получения выплат – наличными средствами или равноценным земельным участком на другой территории.

Судебная практика

Судебная практика, касающаяся вопросов конфискации участков земли, указывает на факт того, что органы власти лишаются возможности принудительного изъятия земли по причине нарушения установленного порядка.

В большинстве случаев судебные инстанции не удовлетворяют исковые заявления, если не соблюдается порядок, включающий в себя:

  • процесс принятия решения;
  • уведомление собственника;
  • осуществление оценочных мероприятий;
  • заключение соглашения о изъятии;
  • возмещение убытков владельца;
  • регистрация новых прав на собственность.

Стоит отметить, что потерпевшая сторона не сможет восстановить нарушенные права из-за расходования огромного количества бюджетных средств. Это особенно актуально для ситуаций, связанных с самовольным захватом земли.

В соответствии с нормами статей 60-62 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривается эффективный механизм защиты прав собственности, однако реализация норм осложняется именно понесенными бюджетными расходами.

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Статья 62. Возмещение убытков

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: порядок и основания

Спросить у юриста быстрее. Это бесплатно!

Иногда владельцы земельных участков сталкиваются с такой ситуацией, как их изъятие для государственных или муниципальных нужд. Конечно, перспектива лишиться родного клочка земли людей не радует, да и сама формулировка звучит мрачновато. Нередки и случаи злоупотреблений со стороны чиновников, ущемляющих интересы граждан. Поэтому стоит разобраться в том, на каких основаниях власти могут забрать надел, в каком порядке происходит процедура и как собственнику возмещаются убытки.

Основания изъятия земли для государственных нужд

Основания, по которым земли граждан могут быть изъяты согласно закону, перечислены в ст.49 ЗК РФ. Такие действия могут производиться в следующих целях:

  • Выполнение международных обязательств Российской Федерации перед другими государствами.
  • Возведение либо капремонт энергетических систем, атомных, оборонных, линейных и транспортных объектов.
  • Прокладка автотрасс местного, регионального либо федерального значения.
  • Строительство космодромов и других космических сооружений.
  • Строительство систем коммуникаций газо-, тепло-, электро-, водоснабжения, а также объектов водоотведения.

Федеральным законодательством могут предусматриваться и некоторые другие основания изъятия принадлежащих гражданам участков. Показательным примером является процесс отчуждения частных землевладений для строительства спортивной инфраструктуры в Сочи, оказавшийся болезненным для многих собственников. Нормативным актом, регулирующим эту процедуру, стал ФЗ № 310 от 01.12.2007 г. (ст.15).

Изъятие участков всегда проводится на возмездной основе. Другими словами, собственникам должна быть выплачена рыночная стоимость утраченной земли (ст.281 ГК РФ)

Как выглядит процедура изъятия земельного участка?

Процесс изъятия территории начинается с составления и утверждения акта о выборе участка земли под государственные (муниципальные) нужды. На его основании в двухмесячный срок выносится постановление об отчуждении надела в пользу нового собственника. Копия решения администрации передается в Росреестр в течение 5 суток со дня принятия.

Дальнейший процесс выглядит следующим образом:

  1. Органы власти направляют землевладельцу уведомление о принятом решении. Оно должно быть отправлено не позднее, чем за 3 месяца до изъятия (раньше этот период составлял год). Указанный срок предоставляется для того, чтобы хозяин мог обжаловать действия чиновников. Хотя практика показывает, что претензии к властям в таких случаях редко приносят результат.
  2. Определяется порядок и условия изъятия угодий, а также размер выплачиваемой собственникам компенсации. По договоренности сторон возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками. Если договориться о размере возмещения не удалось, выкупная цена устанавливается арбитражным судом.
  3. Муниципалитет и собственник подписывают соглашение о возмездном отчуждении земли. Если землевладелец в трехмесячный срок не подписал договор либо сообщил о своем отказе, исполнительные органы подают в суд иск о принудительной аннуляции прав гражданина на участок. Конечно, компенсация собственнику полагается и в этом случае.
  4. Производится переоформление права собственности в Росреестре, и на личный счет бывшего владельца земли поступает денежная компенсация.

Также в земельном законодательстве существует такое понятие, как реквизиция надела (ст.51 ЗК РФ). Этим термином обозначается временное изъятие территории в экстренных ситуациях (в случае эпидемий, аварий, стихийных бедствий). После устранения ЧП участок возвращается владельцу.

Если по какой-то причине реквизированную территорию вернуть невозможно, собственнику предоставляют равноценный участок либо выплачивают материальную компенсацию. Также землевладелец имеет право требовать возврата своего имущества через суд, ссылаясь на прекращение форс-мажорных обстоятельств.

Компенсация за изъятие земли для государственных и муниципальных нужд

Порядок определения суммы возмещения за сотки и гектары, изымаемые для муниципальных либо государственных нужд, регулируется ст.56.8 ЗК РФ. Для расчета компенсации берется рыночная стоимость, определяемая профессиональными оценщиками. Их услуги в зависимости от целей изъятия оплачиваются из федерального бюджета или средств местной администрации.

На размер возмещения влияют следующие факторы:

  • Рыночная стоимость самого надела, если объект находится в собственности, либо стоимость иных прав (например, когда земля принадлежит человеку на праве пользования или бессрочного владения).
  • Рыночная цена находящихся на участке построек, возведенных землевладельцем на законных основаниях.
  • Убытки, возникающие у гражданина в результате аннулирования права собственности. Например, если у собственника возникают убытки по причине невозможности исполнения обязательств перед третьими лицами – органы власти обязаны их возместить. Но землевладельцу придется представить подтверждающие документы (к примеру, договор на поставку сельхозпродукции), а также обосновать размер ущерба.
  • Упущенная выгода. Правда, доказать ее размер будет сложнее, чем сумму прямого ущерба.

При подсчете суммы компенсационных выплат принимаются во внимание далеко не все расходы. Так, если собственник возвел постройки без согласования с муниципалитетом или сделал это после получения уведомления об изъятии – соответствующие затраты не будут учтены. Не компенсируются и убытки по сделкам, заключенным после информирования гражданина о предстоящей процедуре отчуждения надела

Таким образом, при определенных обстоятельствах органы власти имеют право изымать частные землевладения для нужд государства либо муниципалитета. Но этот процесс должен происходить в порядке, который четко регламентируется законом. Если права собственника нарушаются – можно жаловаться в вышестоящие инстанции или обратиться в суд. Чтобы увеличить шансы на успех, стоит воспользоваться услугами опытного юриста.

Не нашли ответа на свой вопрос? Пишите онлайн-консультанту или звоните по телефонам, указанным выше и получите гарантированную юридическую помощь!

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? СПРОСИТЕ У ЮРИСТА:

Росреестр разъяснил новые принципы компенсации за изъятие участков и домов в Новой Москве&nbsp

МОСКВА, 17 января. /ТАСС/. Собственники и правообладатели недвижимости в Новой Москве теперь смогут получать компенсацию за ее принудительное изъятие для госнужд согласно рыночной стоимости, разъяснила пресс-служба Росреестра суть вступившего в силу 31 декабря 2021 года соответствующего федерального закона.

Ранее в ряде соцсетей возникло обсуждение новых положений, но их суть вызвала ряд вопросов у правообладателей, в том числе каких территорий он коснется и затронет ли частных собственников.

«Законом предусматривается, прежде всего, гарантия собственникам принудительно изымаемой недвижимости в Новой Москве на получение справедливого и равноценного возмещения в размере не ниже ее рыночной стоимости. Теперь в отношении изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд на присоединенных территориях будет действовать общее правило, предусмотренное Земельным кодексом», — приводятся ведомством слова заместителя министра экономического развития РФ — руководителя Росреестра Виктории Абрамченко.

Она уточнила, что рыночная стоимость объектов будет определяться на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии, а не дню, предшествующему принятию решения об утверждении документации по планировке территории, как это было раньше. При этом речь идет именно о собственниках частной недвижимости. Прежде складывалась ситуации, когда между утверждением проекта планировки и принятием решения об изъятии в Новой Москве могло пройти несколько лет. За это время стоимость изымаемого имущества зачастую значительно возрастала, однако это не учитывалось при изъятии имущества.

Между тем, в остальных регионах давно действовали правила определения актуальной рыночной стоимости, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации, но для территории Новой Москвы потребовались теперь отдельные уточнения, так как были выявлены прецеденты занижения стоимости. Соответствующие дела в 2021 году рассматривал Конституционный суд и принял решение в пользу истцов — владельцев недвижимости на присоединенных территориях.

Новый закон также включил положения, направленные на реализацию поручения президента РФ по итогам заседания Государственного совета от 26 июня 2021 года о требованиях, установленных законодательством о зонах с особыми условиями использования территории (охранные, санитарно-защитные и другие). Фактически закон установил дополнительные правовые гарантии для собственников ранее построенных зданий и сооружений, которые оказались в зонах с особыми условиями использования территории. Это позволит избежать сноса таких объектов на основании ограничений, установленных по старым правилам. Новые же правила будут разработаны для каждого вида зон и начнут применяться с 1 января 2021 года.

Видео дня. Выплаты по накопительной части пенсии сократят

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: