Новое в земельном законодательстве в 2021 году

План правительства по изменению Земельного Кодекса

«Есть ли у вас план?» – спрашивал сам себя герой известного мультфильма «80 дней вокруг света». У Минэкономразвития России и (как сказано в оригинале документа) «заинтересованных федеральных органов исполнительной власти» план появился. Согласно ему, до января 2021 года в Земельный Кодекс РФ должны быть внесены необходимые поправки.


Планы по изменению Земельного кодекса

8 ноября 2021 года председатель правительства Д. А. Медведев подписал распоряжение № 2413-р об утверждении плана внесения изменений в Земельное законодательство. Как сказал председатель правительства в своей вступительной речи на заседании правительства, цель плана – повысить эффективность использования земель на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Работа по подготовке плана была долгая – первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в 2021 году. Посмотрим, что планирует правительство.
 

От категорий – к зонированию

Документ состоит из двадцати шести пунктов. Контрольные сроки выполнения отдельных частей плана – март 2021 и январь 2021 года. Одна из основных задач «зелёной карты» – создание механизмов, позволяющих наиболее эффективно определять правовой режим земель. Цель этих механизмов – прозрачность в сфере землепользования и бережное отношение к земельным ресурсам страны.


Земли сельскохозяйственного назначения

В документе особое место занимают вопросы, посвящённые нецелевому использованию сельскохозяйственных земель и вообще – их обороту. Сейчас все земли разделены на семь категорий:

  • земли населенных пунктов;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

 
Помимо категории, есть ещё вид разрешенного использования – ВРИ (немного подробнее об этом можно узнать здесь). Такое разделение земель на сегодняшний момент, по мнению специалистов, устарело. И существующее деление уже не соответствует реальной картине, поэтому планируется провести масштабную инвентаризацию и разделить землю на основании новых принципов.


Активное развитие коттеджного строительство привело к нецелевому использованию сельхозземель

Наибольшее беспокойство у правительственных чиновников вызывают земли сельскохозяйственного назначения. Именно земли этой категории больше всего, по мнению правительства, используются не по их изначальному назначению, учитывая активное развитие малоэтажного жилого строительства в последние десятилетия.
 
Для застройщиков наиболее важна не категория, а ВРИ
. Так, к примеру, на сельхозземлях возможно дачное, а по сути – жилое строительство. Именно это обстоятельство, а также относительная лёгкость перевода земли из одной категории в другую, привело к необходимости, во-первых, упорядочить имеющееся законодательство. А во-вторых, искать меры, которые ужесточат режим сохранности земель для сельского хозяйства и защитят их от застройки.


Изменение Земельного законодательства защитит сельскохозяйственные земли от застройки

В пятом пункте плана предполагается переход от деления по категориям к территориальному зонированию. Разрабатывать новый способ классификации земель начали ещё в 2021 году. За это время изменялось и количество планируемых территориальных зон, и их назначение. Сейчас руководством государства дано распоряжение об окончательном переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию. А также – выделение зон особо ценных сельскохозяйственных земель.

Приобретательная давность

В связи с этим – изменением деления на земельные участки, дано указание (пункт 6 плана) подробно разработать механизм порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности. Эта правовая норма существует в российском законодательстве, но, по мнению правительственных чиновников, не достаточно эффективно используется. А значит, изменения коснутся не только Земельного, но Гражданского кодекса.

Для справки: приобретательная давность – приобретение в результате пользования, то есть, право собственности, в частности, на недвижимость, приобретается в результате добросовестного и открытого непрерывного владения ею в течении пятнадцати лет.
Почти половина дачных владений являются собственностью в силу приобретательной давности

На этом праве основано владение почти половиной дачных участков в нашей стране – многие продолжают владеть дачей только на основании членской книжки. И именно поэтому государство уже три раза продлевало упрощённый порядок регистрации собственности, названный в народе «дачной амнистией» – чтобы дачники могли официально зарегистрировать своё право собственности, ссылаясь на приобретательную давность.

В седьмом пункте плана устанавливается порядок возмещения убытков собственникам, причиненных решениями об изменении видов разрешенного использования, а также возмещения ущерба от возможных ограничений прав собственников на землю.

Паспортизация земельных участков и прочие изменения

Согласно плану, чиновникам необходимо разработать систему паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения – на предмет учёта сведений о состоянии почв и их качестве.


Согласно плану, разработают систему паспортизации сельскохозяйственных участков

А также «уточнить виды работ по землеустройству, их состав и порядок проведения таких работ» (пункт 23). Ну, и обязать правообладателей земельных участков проводить разработанные мероприятия по землеустройству, направленные на охрану сельскохозяйственных земель и их рациональное использование (пункт 26).

Для тех, кто желает более подробно разобраться с планом правительства относительно сельхозземель, с текстом документа можно ознакомиться на

сайте правительства России.

Как эти изменения могут повлиять на жизнь обычных дачников – пока неясно. Но то, что влияние не останется незамеченным, уже понятно. И возможно, этот правительственный документ – последний сигнал для тех, кто ещё не определился, нужно или не стоит регистрировать право собственности на свой участок, получать ли разрешение на строительство дома или узаконить уже имеющуюся постройку, провести межевание, выполнить ли прочие требования, которые в последние годы обращены к владельцам загородной недвижимости.

Законы о недвижимости, которые вступят в силу в 2021 году

Источник фотографии

В конце года обычно подводятся итоги и строятся планы на будущее. Однако для построения достоверного прогноза необходимо знать, что нового приготовила нам власть в наступающем году. Это касается и недвижимости. О том, какие законы в этой сфере вступят в силу в 2021 г., рассказывается в данной статье.

Изменение налогообложения

С 01.01.2021 г. государство вводит дополнительное условие применения минимального срока владения жильём для освобождения от налогообложения при его продаже. Напомню, что сегодня минимальный период составляет 3 года (п.3 ст.217.1 НК РФ). Он применяется, когда собственник получил квартиру (долю, дом, комнату) в подарок от родственника, по наследству, после приватизации или по договору пожизненного содержания с иждивением.

Однако после нового года пункт 3 статьи 217.1 дополнится подпунктом 4. Он гласит, что теперь гражданин должен заплатить налоги с продажи жилого помещения, полученного им по наследству (по договору пожизненного содержания с иждивением, приватизации или в подарок от родственников) после трех лет владения, если на день регистрации в ЕГРН продажи этого жилища он имеет в собственности (в том числе и в совместной) другое (иное) жильё или долю в праве собственности на него.

Впрочем, законодатель тут же сделал оговорку. Он пояснил, что в целях настоящего подпункта в качестве «другого» или иного жилья не рассматривается помещение, которое гражданин купил в течение 90 дней до момента регистрации в ЕГРН продажи жилища, полученного им по наследству (по договору пожизненного содержания с иждивением, в подарок или после приватизации). Иными словами, если человек приобрел новое жилье, а потом в течение 90 дней после этого продал помещение, когда-то полученное в наследство (по договору пожизненного содержания с иждивением, по договору дарения или после приватизации) и внес сведения о переходе права собственности в ЕГРН на покупателя, то он не будет платить налог с продажи жилой недвижимости, перешедшей к нему по наследству (по договору пожизненного содержания с иждивением, по договору дарения или после приватизации).

Эти правила распространяются и на земельный участок (долю), на котором находится продаваемый дом и хозяйственные постройки.

Чтобы было понятно, приведу пример. Допустим, человек живет в квартире, которая принадлежит ему и супруге на праве совместной собственности. У него умирает родственник, и он получает в наследство еще одну квартиру. Проходит три года. Сейчас собственник еще может продать наследственную квартиру без налога. А вот после 01.01.2021 года — нет, так как у него есть еще одно жилье в совместной собственности. Для продажи без уплаты налога придется ждать еще два года. Или другой вариант. Близкий родственник подарил человеку квартиру. Через три года одаряемый уже сам купил квартиру и решил продать подаренное жилье. Для того чтобы не платить налог, он должен успеть продать когда-то подаренную ему квартиру и внести в ЕГРН запись о переходе права собственности на покупателя до истечения 90 дней с того момента, как он купил новое жилище. Получается своеобразная гонка с ИФНС. Кто быстрее.

Именно поэтому я рекомендую собственникам, которые хотят продать после трех лет владения квартиру (долю), полученную по наследству, в подарок, после приватизации или по договору пожизненного содержания с иждивением и при этом имеют в собственности другое жилье, приобретенное более 90 дней назад, — продать помещение до нового года. В противном случае придется ждать еще 2 года или заплатить налог.

Следующая новелла касается налогообложения денежной компенсации, выдаваемой взамен предоставления земельного участка из государственной или муниципальной собственности. С 01.01.2021 года данная компенсация освобождается от налога (п.41.2 ст.217 НК РФ).

Нормативные акты, касающиеся кадастровой стоимости

С 1 января 2021 года вступает в силу статья 19 закона о государственной кадастровой оценке.[1] Согласно этой статье местные власти получат право проводить внеочередную государственную кадастровую оценку недвижимости. Последняя будет проходить в субъекте РФ, если индекс рынка недвижимости в регионе снизится на 30 и более процентов со дня проведения последней кадастровой оценки. Кроме того, уполномоченный орган станет осуществлять внеочередную оценку, если собственники 30 и более процентов объектов недвижимости в субъекте РФ оспаривают кадастровую стоимость с целью установления ее рыночной цены.

С 01.01.2021 г. завершается переходный период применения закона № 237-ФЗ. С этой даты правоотношения, связанные с осуществлением кадастровой оценки и оспариванием кадастровой стоимости, станут проходить только в соответствии с этим законом. Закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» в сфере определения кадастровой стоимости и ее оспариванию свое действие прекращает.

Ну и наконец, с 01.01.2021 г., кадастровые инженеры не смогут оставаться членами СРО, если они не получат высшего образования в сфере кадастровых отношений либо дополнительного профессионального образования по программе переподготовки.[2]

Норма закона об участии в долевом строительстве

С 28.06.2021 г. часть 3 статьи 4 закона об участии в долевом строительстве № 214-ФЗ дополнится пунктом 3.1. Он указывает, что уполномоченный федеральный орган разрабатывает и устанавливает требования к электронным формам документов (ДДУ, соглашения об уступке прав требования и внесении изменений в договор) в сфере долевого строительства. Следовательно, скоро мы увидим утвержденные электронные формы ДДУ и сопутствующих ему документов.

Изменения в закон о регистрации недвижимости

1 января 2021 г. начнет действовать Глава 10.1. закона о регистрации недвижимости. Она регулирует порядок выплаты единовременной денежной компенсации добросовестному приобретателю при изъятии у него жилья. При изъятии помещения судья должен будет вынести решение о возмещении убытков гражданину, потерявшему жилище. Убытки взыскиваются с причинителя вреда. Однако если судебный пристав в течение полугода по не зависящим от добросовестного приобретателя причинам не взыщет деньги или взыщет их частично, то потерпевший получит право на компенсацию. Для этого ему нужно будет подать иск к государству. Судья рассмотрит заявление и взыщет компенсацию с РФ (хотелось бы в это верить). Ее размер определяется исходя из реального ущерба или кадастровой стоимости. Суд вправе уменьшить компенсацию, если добросовестный приобретатель получил частичное возмещение от причинителя вреда.

Стоит отметить, что эта глава распространяется и на случаи, когда жилище изъято в пользу государства, субъекта РФ, местного муниципалитета. Причем если государство или местная власть отобрали помещение до вступления в силу этого закона, то бывший собственник вправе подать заявление о компенсации в течение трех лет со дня начала действия данной главы. То есть до 01.01.2023 г.

Проекты, находящиеся на рассмотрении

Сегодня на рассмотрении в Госдуме находится несколько проектов, касающихся недвижимости. Они будут приняты и вступят в силу (за исключением некоторых положений) в будущем году. Например, проект № 841216-7, внесенный в ноябре 2021 г. Этот документ ликвидирует унитарные НКО, создаваемые Фондом защиты прав дольщиков для достройки проблемных объектов, и передает их функции Фонду, ужесточает субсидиарную ответственность руководителей ЖСК перед членами кооператива при банкротстве, предусматривает выплаты членам ЖСК из компенсационного фонда и так далее. Проект уже рассмотрен в первом чтении. Думаю, закон примут весной — летом 2021 г. Тем, более, что председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил его особую важность.

Кроме того, заслуживает внимание проект № 814739-7, направленный в Думу правительством РФ. Документ вводит непрерывный надзор Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки, устанавливает ретроспективное применение кадастровой стоимости в случае ее изменения судом или комиссией, а заодно ликвидирует и сами комиссии по оспариванию стоимости и передает их функции бюджетным учреждениям, определяющим кадастровую стоимость.

Ну и наконец, следует отметить проекты № 831790-7 и 785806-7. Законопроект № 831790-7 запрещает изымать землю под многоквартирным домом без образования земельного участка и внесения о нем сведений в ЕГРН. Это делается с целью получения собственниками помещений равноценного возмещения за недвижимость. А проект № 785806-7 вводит понятия гаражного комплекса и гаража, закрепляет положение о доле собственника гаража или машино-места в праве собственности на общее имущество, перечисляет общее имущество владельцев гаражей, закрепляет формы объединений собственников гаражей и машино-мест.

Думаю, что все вышеперечисленные законы примут в 2021 г.

Выводы

На первый взгляд, 2021 г. не радует количеством вступающих в силу законов. Мы знали и более «урожайные» годы. Однако все еще впереди. Не стоит забывать о проектах, рассматриваемых сейчас в Госдуме. В новом году два-три этих документа обернутся полноценными законами.

Кроме того, власти часто принимают важные нормативные акты в ускоренном темпе, когда от регистрации проекта в Думе и до подписания его президентом проходит месяц-два. Вспомните хотя бы «законы» о дачной амнистии. Так что и в наступающем году наверняка появятся законы в сфере недвижимости, которых сейчас даже нет в проекте.

[1] Федеральный закон № 237 — ФЗ «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 года.

[2] П.2. ч.2 ст.29 Федерального закона № 221 — ФЗ «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 г.

Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.

Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».

Автор – адвокат, руководитель Юридического центра адвоката Олега Сухова, президент «Гильдии Юристов Рынка Недвижимости». Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.

Изменение Земельного кодекса РФ с 8 января 2021 года

8 января 2021 года вступила в силу новая редакция Земельного кодекса РФ. Законодатели установили порядок выделения земельных участков для осуществления товарного рыбоводства.

Редакцию Земельного кодекса РФ с 8 января 2021 года изменил Федеральный закон от 27.12.2021 N 502-ФЗ, вступивший в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Земельные участки для осуществления товарного рыбоводства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности теперь будут предоставляться без проведения торгов.

Новый порядок выделения земельных участков

Новой редакцией статьи 39.6 ЗК РФ «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» установлено, что выделение земельного участка лицу, осуществляющему товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) осуществляется на основании договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности для целей товарного рыбоводства. В частности, для данных целей допускается использование земель сельхозназначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами).

В новой редакции статьи 39.8 ЗК РФ «Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления лицу, осуществляющему товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) на основании договора пользования рыбоводным участком для указанных целей. Договор аренды заключается на срок действия договора пользования рыбоводным участком.

В соответствии с новой редакцией статьи 39.33 ЗК РФ использовать участки земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, можно, в том числе, для возведения некапитальных строений, сооружений для осуществления товарного рыбоводства. Для этого требуется разрешение уполномоченного органа. Такое использование осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Нормами статьи 39.34 ЗК РФ «Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» определены особенности использования земель и земельных участков для целей рыбоводства, а также порядок выдачи разрешительных документов для возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), на срок действия договора пользования рыбоводным участком.

С 8 апреля изменились законы о землях ИЖС: что надо знать собственникам

Жилье , 08 апр 2021, 11:05 

В России увеличилось число видов разрешенного использования земельных участков

Фото: ТАСС/ Максим Федоров

Минэкономразвития России внесло изменения в отдельные виды разрешенного использования земельных участков. Поправки вступают в силу с 8 апреля 2021 года. Соответствующий документ размещен на сайте официальной правовой информации.

Приказом вносятся изменения в классификатор вида разрешенного использования земельного участка «жилая застройка», которые позволят размещать для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) индивидуальные дома, пригодные для постоянного проживания.

Что изменилось

Индивидуальная жилая застройка в новой редакции классификатора сохраняет наименование вида разрешенного использования. «Законодатель уточняет понятийный аппарат, исключая использование участков для выращивания ягод, фруктов, овощей, сохраняя возделывание сельскохозяйственных культур», — говорит юрист национальной юридической службы «Амулекс» Андрей Еремин.

Изменения, по словам юриста, также затрагивают характеристики дома, который можно построить на участке для ИЖС. Теперь можно будет возводить жилые дома (отдельно стоящие здания не более трех надземных этажей и высотой не более 20 м, состоящие из комнат и помещений вспомогательного использования и не предназначенные для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), говорится в документе.

Использование земельных участков для ИЖС будет исключено для подсобных сооружений, сохранится для индивидуальных гаражей, но станет возможным для хозяйственных построек.

Правки классификатора затрагивают интересы не только садоводов, но и собственников загородной недвижимости. Внесение изменений в классификатор исключает наступление каких-либо налогово-правовых последствий для собственников и арендаторов земельных участков, отмечает юрист.

Что делать собственникам

Законом подразумевается внесение изменений в кадастр недвижимости о разрешенном использовании земельного участка, что повлечет изменения и в правила землепользования и застройки муниципалитетов. В принципе, собственникам ничего делать не надо, но по желанию можно обратиться в уполномоченные органы местного самоуправления для изменения в кадастре текущих сведений на новые — соответствующие изменениям в классификаторе.

Видео: «РБК-Недвижимость»

Правительство готовит поправки в закон о госрегистрации недвижимости

2021-05-20T08:00

2021-05-20T08:00

https://realty.ria.ru/20210520/1571691017.html

Правительство готовит поправки в закон о госрегистрации недвижимости

https://cdn23.img.ria.ru/images/156345/68/1563456893_0:416:2902:2048_1036x0_80_0_0_908f29e0880e9f4f3d7f238009a70b63.jpg

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

МОСКВА, 20 мая — РИА Недвижимость. Правительство готовит пакет изменений в федеральный закон о государственной регистрации недвижимости, говорится в сообщении пресс-службы заместителя председателя правительства Виктории Абрамченко.

Законопроект упростит проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.

В частности, при заключении сделок с органами публичной власти гражданам не потребуется оформление электронной цифровой подписи, поскольку такие органы наделяются правом подготовить скан-образ подписанного гражданином от руки документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации, говорится в сообщении.

Кроме того, посредством личного кабинета без использования электронной подписи можно будет подать документы для уточнения границ земельных участков, государственного кадастрового учета жилых и садовых домов, для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Например, если были образованы два и более земельных участков в результате раздела или владелец садового дома хочет самостоятельно зарегистрировать свою постройку, то приобретать электронную подпись для проведения учетно-регистрационных действий не потребуется. Законопроект предусматривает нормы, позволяющие обеспечить взаимодействие с Росреестром посредством порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Теперь, например, наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности. Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в Едином госреестре недвижимости.

Законопроект дает возможность выездного приема документов для государственного кадастрового учета и регистрации. При этом предусматривается осуществление такого приема без взимания платы для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, людей с ограниченными возможностями.

Одно из новшеств законопроекта – исключение требований к предельным размерам машино-мест. Ранее минимально допустимые размеры одного машино-места как объекта недвижимости были установлены в размере 5,3 х 2,5 метра, а максимально допустимые – 6,2 х 3,6 метра. Согласно поправкам, минимальные габариты сохраняются в прежнем виде, но не ограничивается максимальная площадь машино-места. Застройщики смогут самостоятельно устанавливать максимальную площадь машино-мест при планировании паркинга, добавляется в сообщении.

Подпишитесь на ежедневную рассылку РИА Недвижимость Спасибо, вам отправлено письмо со ссылкой для подтверждения подписки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: