Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Новая редакция Ст. 50 ЖК РФ

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Статье 50 ЖК РФ

1. Применявшееся до введения в действие Кодекса жилищное законодательство оперировало двумя категориями, относящимися к нормированию жилой площади. Так, ст. 38 ЖК РФ 2021 г. употребляла понятие «норма жилой площади» для обозначения предельного размера жилого помещения, предоставляемого по договору найма (эта норма в 2021 году составляла 12 кв. м на одного человека), за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом минимальный размер жилой площади, предоставлявшейся по договору найма, устанавливался не ЖК 2021 г., а в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основы ввели еще одно понятие — «социальная норма площади жилья», обозначавшее размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1). При этом было предусмотрено, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливался органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11).

Кодекс отказался от указанных понятий и различает норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения в зависимости от целевого назначения указанных нормативов.

Нетрудно заметить, что содержание понятия «норма предоставления», установленного в ч. 1 ст. 50 Кодекса, в целом соответствует содержанию понятия «социальная норма площади жилья», предусмотренного Основами.

2. Устанавливать норму предоставления уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие факторы. Таким образом муниципальные органы наделены широкими полномочиями в этой сфере, что предполагает и перемещение ответственности за принятые решения на низовые звенья так называемой «управленческой вертикали».

Интересно отметить, что согласно проекту Кодекса, прошедшему первое чтение в Государственной Думе, предполагалось непосредственно в Кодексе установить минимальный размер нормы предоставления — не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. К сожалению, принимая окончательный вариант Кодекса, законодатель отказался от этого положения, вероятно, учитывая проблематичность его реализации во всех регионах России. Между тем подобный федеральный норматив мог бы реально стимулировать улучшение жилищных условий многих наших сограждан…

3. Для отдельных категорий граждан, предусмотренных в ч. 3 ст. 49 Кодекса, при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма могут применяться иные нормы предоставления по сравнению с нормами, установленными для данной местности соответствующим муниципальным органом. Такие иные нормы предоставления могут быть введены только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Буквальное толкование положений ч. 3 комментируемой статьи позволяет утверждать, что указанные иные нормы предоставления не могут быть установлены органами исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня. Тем более невозможным следует считать установление органами местного самоуправления для отдельных категорий граждан специальных норм предоставления жилой площади, отличающихся от общих норм, принятых для соответствующих местностей.

Необходимо обратить внимание на то, что новый Кодекс прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь. Напомним, что прежде ст. 39 ЖК РФ 2021 г. устанавливала, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м. При этом гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной площади мог быть увеличен.

Вместо этих правил в ч. 3 ст. 50 Кодекса предусмотрено, что федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма другим категориям граждан (т.е. гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, но не признанным малоимущими в установленном порядке — см. ст. 49 Кодекса), могут быть установлены иные нормы предоставления жилых помещений. Слово «иные» в данном случае означает, что нормы, введенные для отдельных категорий граждан указанными законами, могут отличаться от норм предоставления жилой площади, установленных для данной местности соответствующими органами местного самоуправления.

В некоторых федеральных законах и подзаконных правовых актах, о которых говорится в ч. 3 ст. 50 Кодекса, для отдельных категорий граждан установлены специальные нормы предоставления или закреплено их право на дополнительную жилую площадь.

Например, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <1>). Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563; 1998. N 31. Ст. 3803; 1999. N 2. Ст. 232; N 29. Ст. 3693; 2000. N 22. Ст. 2267; 2001. N 24. Ст. 2410; N 33 (ч. I). Ст. 3426; N 53. Ст. 5024; 2002. N 1. Ст. 2; N 22. Ст. 2026; 2003. N 2. Ст. 167; N 43. Ст. 4108; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; 2007. N 43. Ст. 5084; N 45. Ст. 5421; N 49. Ст. 6070; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152.

<2> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5488.

Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (см. ст. 14 ФЗ от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» <1>).
———————————
<1> СЗ РФ
. 2001. N 26. Ст. 2581; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 30. Ст. 3808; N 43. Ст. 5084; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

Некоторые категории военнослужащих обладают правом на дополнительную жилую площадь. Так, офицеры в воинском звании полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м (см. ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. II). Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 1. Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4437; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31. Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 41; N 2. Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 26. Ст. 2021 — 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. I). Ст. 3411; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. I). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; N 30. Ст. 3739; N 51. Ст. 6150; N 52 (ч. I). Ст. 6415.

Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации (см. ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» <1>).
———————————
<1> Ведомости РФ
. 1992. N 30. Ст. 1792; 1993. N 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736; 2001. N 51. Ст. 4834; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 15. Ст. 1278; 2007. N 10. Ст. 1151; N 31. Ст. 4011; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6229; 2009. N 19. Ст. 2273; N 23. Ст. 2755; N 26. Ст. 3124.

Соответствующие положения предусмотрены также ФЗ от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» <1>, Законом РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» <2>, ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 17.11.1995 N 168-ФЗ) <3> и рядом других нормативных правовых актов.
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349; 2006. N 20. Ст. 2157; 2007. N 27. Ст. 3213; N 45. Ст. 5421; 2008. N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152.

<2> Ведомости РФ. 1993. N 7. Ст. 247; СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3838; 2001. N 29. Ст. 2953; 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3133; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 16; N 27. Ст. 3213; N 45. Ст. 5421; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152.

<3> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5018, 5030; 2002. N 26. Ст. 2523; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 29. Ст. 2906; N 45. Ст. 4586; 2007. N 10. Ст. 1151; N 24. Ст. 2830; N 31. Ст. 4011; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6235.

4 — 6. Понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 комментируемой статьи, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как и в случае с определением нормы предоставления (см. ч. 2 ст. 50 Кодекса), установление конкретного размера учетной нормы Кодекс в качестве общего правила отнес к компетенции органов местного самоуправления. В качестве исключения из этого правила учетные нормы могут устанавливаться в соответствии с правилами ч. 6 указанной статьи.

Максимальный размер учетной нормы может совпадать с размером нормы предоставления, установленной для соответствующего населенного пункта, или быть меньше указанного размера. Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 Кодекса.

Другой комментарий к Ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Нуждаемость в жилом помещении — одно из условий предоставления гражданам жилья по договору социального найма. Для определения нуждаемости применяется, в частности, понятие «учетная норма площади жилого помещения». Так, наниматели жилых помещений по договору социального найма, а также собственники жилья признаются нуждающимися в жилых помещениях, если общая площадь, приходящаяся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы (см. комментарий к ст. 51).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. По ранее действовавшему ЖК РСФСР учетная норма устанавливалась субъектами РФ (п. 1 ст. 29), как и норма предоставления (ст. 40).

2. По договору социального найма жилое помещение предоставляется общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте.

Очевидно, что органы местного самоуправления должны также учитывать типы жилых помещений, состав семей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, и проч.

Нормой предоставления согласно ч. 1 комментируемой статьи является минимальный размер площади жилого помещения, который должен приходиться на каждого члена семьи. Исходя из этой нормы, определяется размер общей площади предоставляемого жилья.

Что касается отдельных категорий граждан (см. п. 4 комментария к ст. 49), то для них федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены иные нормы предоставления.

Кроме того, для этих категорий граждан федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены другие учетные нормы.

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи размер учетной нормы не должен превышать размер нормы предоставления. То есть, как это ни парадоксально, возможно их совпадение по размеру.

4. Федеральный закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ признает значимость «нормы общей площади жилого помещения на одного человека». Ее необходимость обозначается ст. 679, 680, 685 ГК РФ, в которые вносятся соответствующие изменения (см. ст. 11). Вместе с тем это понятие в ЖК не используется.

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования <1>.
———————————
<1> Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

СТ 50 ЖК РФ.
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма
(далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя
из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору
социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости
от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми
помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов
Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по
договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям
граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является
минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень
обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не
может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов
Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по
договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям
граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Ст. 50 Жилищного кодекса РФ

1, 2. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади предоставляемого жилого помещения. Иногда эту норму определяют как санитарную норму, ниже которой не может быть размер предоставляемого жилья, или как социальную норму; минимальный размер предоставляемого жилого помещения, который в данном случае устанавливается органом местного самоуправления (администрациями районов и городов) в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования, их благоустроенности.

При наличии в небольших городах, поселках, районных центрах, особенно в сельской местности, разнообразных типов жилых помещений, при отсутствии элементарного коммунально-бытового обслуживания (благоустройства) определить уровень средней обеспеченности населения жильем весьма сложно. Поэтому, как представляется, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации должны быть разработаны и приняты рекомендательные акты по определению достигнутого уровня в обеспеченности населения жильем на конкретной территории города, села (включая индивидуальные жилые дома).

3. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма применительно к иным категориям граждан (ч. 3 ст. 49 Кодекса), могут быть установлены иные нормы предоставления.

Если норму предоставления приравнивать к понятиям санитарной или социальной нормы, тогда эта норма предоставления не может быть ниже их санитарной, социальной. В ряде случаев на основе законодательных актов субъектов Российской Федерации норма предоставления может быть выше применительно к отдельным категориям граждан (научным работникам, писателям, композиторам, иным творческим работникам, труд которых связан с работой в домашних условиях).

4, 5. Учетная норма площади жилого помещения — минимальный размер общей площади помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан жильем для принятия их на учет в качестве нуждающихся. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления на основе рекомендаций органов власти и управления субъектов Российской Федерации.

Размер такой нормы обычно устанавливается ниже нормы предоставления жилья на 2 — 4 кв. м.

На уровне субъектов Российской Федерации сейчас идет работа по установлению учетных норм, норм предоставления жилья. Законодательные, подзаконные акты по этим вопросам пока повсеместно не приняты.

Имеют место только предварительные ориентиры, «наметки» по установлению таких норм по ряду регионов (см. табл.).

—-T——————T—————T————————-¬

¦ ¦ ¦Учетная норма ¦ ¦

¦ N ¦ Наименование ¦(общая площадь ¦ Норма ¦

¦п/п¦ региона ¦жилья на одного¦ предоставления ¦

¦ ¦ ¦ члена семьи) ¦ ¦

+—+——————+—————+————————-+

¦ 1 ¦г. Москва ¦ 10 кв. м — ¦ ~ 16 кв. м ¦

¦ ¦ ¦ в отдельной ¦ ¦

¦ ¦ ¦ квартире; ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 15 кв. м — ¦ ¦

¦ ¦ ¦в коммунальной ¦ ¦

¦ ¦ ¦ квартире ¦ ¦

¦ 2 ¦г. Санкт-Петербург¦ 9 кв. м — ¦ 18 кв. м на одного члена¦

¦ ¦ ¦ в отдельной ¦семьи, состоящей из двух ¦

¦ ¦ ¦ квартире; ¦или более человек; ¦

¦ ¦ ¦ 15 кв. м — ¦ 33 кв. м для одиноко ¦

¦ ¦ ¦в коммунальной ¦проживающего гражданина ¦

¦ ¦ ¦ квартире ¦ ¦

¦ 3 ¦Астраханская обл. ¦ ~ 13 кв. м ¦ 15 кв. м ¦

¦ 4 ¦г. Советск Кали-¦ 10 кв. м ¦ 12 кв. м ¦

¦ ¦нинградской обл. ¦ ¦ ¦

¦ 5 ¦Бокситоргский ¦ 9 кв. м ¦ 15 кв. м ¦

¦ ¦район ¦ ¦ ¦

¦ ¦Ленинградской обл.¦ ¦ ¦

¦ 6 ¦г. Сосновый бор ¦ 9 кв. м ¦ 15 кв. м ¦

¦ ¦Ленинградской обл.¦ ¦ ¦

¦ 7 ¦Республика ¦ 12 кв. м ¦ 14 кв. м ¦

¦ ¦Башкортостан ¦ ¦ ¦

¦ 8 ¦г. Нижний Новгород¦ ~ 10 кв. м ¦ ~ 13 кв. м ¦

¦ 9 ¦Самарская область ¦~ 8 — 10 кв. м ¦ ~ 18 кв. м ¦

¦10 ¦Саратовская обл. ¦ нет данных ¦ в пределах 14 — 16 кв. м¦

¦11 ¦Тюменская обл. ¦~ 14 — 15 кв. м¦ 18 кв. м ¦

¦12 ¦Пермская область ¦~ 14 — 15 кв. м¦ 18 кв. м ¦

¦13 ¦Омская область ¦ нет данных ¦ 18 кв. м ¦

¦14 ¦Челябинская ¦~ 12 — 14 кв. м¦ 18 кв. м ¦

¦ ¦область ¦ ¦ ¦

¦15 ¦Республика Хакасия¦ ~ 7 кв. м ¦ ~ 10 кв. м ¦

¦ ¦ ¦ ¦ на двух проживающих ¦

¦16 ¦Рыбинский муници- ¦ 10 кв. м ¦ 13 кв. м ¦

¦ ¦пальный округ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Ярославской обл. ¦ ¦ ¦

¦17 ¦г. Переславль- ¦ 6 кв. м ¦ 9 кв. м ¦

¦ ¦Залесский ¦ ¦ ¦

¦ ¦Ярославской обл. ¦ ¦ ¦

L—+——————+—————+—————————

О чем свидетельствуют эти первые данные? О складывающейся практике установления учетных норм, норм предоставления жилья? И можно ли сейчас говорить о чем-либо по этим частичным данным. Очевидно, что нельзя. Во всяком случае установление норм учета и предоставления жилья непосредственно зависит от экономических возможностей субъектов Российской Федерации.

Однако возникает вопрос: не будет ли необходимости в будущем на уровне законодательства Российской Федерации (хотя бы через рекомендательные акты) установить минимальные учетные нормы, нормы предоставления жилья в плане гарантии жилищных прав граждан?

Другой комментарий к Статье 50 ЖК РФ

Норма площади на 1 человека в квартире

Большинство российских граждан постоянно сталкиваются со сложными жилищными случаями. По данным Росстата, почти половина российских семей с детьми до 18 лет испытывает стесненность.

Несмотря на трудности с предоставлением пространства, государством определена норма жилой площади на одного человека 2021 в специальном документе.

Показатель нормы и его виды

Основным документом, определяющим сколько положено квадратных метров на человека, является Жилищный кодекс. В нем показатели квадратуры подразделяются на следующие виды:

Норма предоставления — значение рассчитывается при заключении договора арендования на предоставление жилья из запасов муниципального фонда в экстренных ситуациях (например, стихийное бедствие, пожары, взрыв газа, невозможность дальнейшей оплаты ипотеки).

Учетная норма — значение используется при расчете подушевой квадратуры жилплощади на граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Социальная норма — применяется при оформлении субсидии на получение недвижимости для проживания, а также при расчете платы по коммунальным услугам в соответствии с квадратурой жилья.

Санитарная норма жилой площади на человека — минимальный метраж на одного человека, составляет 6 квадратных метров. Расчет нормы используется при выдаче жилья из маневренного фонда, общежития.

Справка. Санитарная норма является открытой величиной, что позволяет внутри региона устанавливать свой территориальный показатель. В основном средний региональный показатель равен 18 кв.м. на человека.

Что такое социальная норма и как ее рассчитать?

Для определения степени благоустроенности жизни в ЖК РФ определена социальная норма жилой площади на одного человека. Ее принимают как основною при субсидировании, выдаче комнаты/дома/квартиры, определении коммунальных платежей. Данный вид норматива зависит от параметров:

  • количество человек;
  • уровень жилого обеспечения территории;
  • вид и тип предоставляемого жилья.

Стандартными расчетами социального норматива считаются:

  • 33 кв.м. на 1 одного;
  • 42 кв.м. для двух семейных людей;
  • по 18 кв.м. на каждого члена семьи при ее составе от 3-х и более человек.

Если квадратура не соответствует данным показателям, то семья по закону может подать пакет необходимой по ситуации документации в администрацию на постановку на учет по улучшению условий жизни.

Для семей с высокой площадью проживания, но низким доходом, существует альтернативная государственная помощь — они могут подать заявление на погашение государством части коммунальных расходов (особенно это касается расхода газа). Семье может быть предложена компенсация на траты в рамках установленной социальной нормы.

Нормы: учетная и предоставления

Статья 50 ЖК определяет два вида нормативов:

Предоставления — количество квадратуры, используемое для расчета общей площади проживания. Расчет производится при предоставлении помещений семье согласно договору найма. В большинстве регионов размер определен в 18 кв.м. Размер считается минимальным и в некоторых случаях может быть увеличен (например, предоставили комнату, однокомнатную квартиру, жилье отдано семье с хроническим больным). Квадратура также увеличивается для сотрудников органов внутренних дел чей чин не ниже полковника, а также лицам, имеющим ученую степень.

Учетная норма площади жилого помещения — это минимум квадратуры на человека, принимаемый для признания семьи нуждающейся в благоустройстве. Для граждан, чье помещение по квадратуре меньше данного показателя, существует регистрация и очередь на улучшение. Но данное право касается только семей или граждан, которые располагают статусом малоимущие или малообеспеченные. При расчете степени нуждаемости учитываются все прописанные в жилье граждане (на постоянной или временной основе).

Важно. При увеличении норматива предоставления он не может превышать двух минимальных значений, т.е. не быть выше 32 кв.м.

Кстати, для признания семьи малоимущей прописать в квартире многочисленных «фиктивных» жильцов не получится. За процедурой следят уполномоченные сотрудники, они ограничивают количество прописанных граждан. Недостаточность места на практике часто возникает при рождении большого количества детей, которые по закону прописываются совместно с матерью.

Власти имеют право самостоятельно определять учетный норматив, который не может быть ниже 18 кв.м. — это минимальная площадь жилья на одного человека.

Жилищные нормы нуждающимся гражданам особых категорий

Для особых слоев населения, нуждающихся в государственной помощи установлены иные жилищные нормы.

Для детей-сирот (без обоих родителей) положена норма площади на 1 человека в квартире по окончанию проживания в спецучреждении, а также после проживания в семье опекунов или отбывания военной службы или уголовного наказания не менее 18 кв.м. Но согласно ЖК данная норма считается открытой и может быть увеличена согласно решению региональных властей.

При наступлении совершеннолетия с сиротой администрация заключает договор социального найма сроком на 5 лет. Затем сироте предоставляется комната в общежитии или квартира в личное пользование. В особых случаях, если власти располагают таким имуществом под обязательное жилье выделяется детям-сиротам благоустроенный дом.

Переселенцы из ветхого или аварийного жилья

Расселение граждан производится в жилье из маневренного фонда муниципального назначения, чаще всего людей селят в общежития. При этом должны исполняться нормативы распределения, но на практике новое жилье может оказаться меньше первоначального.

Например, при приватизации аварийной площади в обмен предоставляется та же квадратура или минимальная согласно законодательным актам.

Переселенцы из домов под снос

Процедура переселения из данных условий сопровождается применением правил:

  • жилье предоставляется под договор социального найма;
  • комната или помещение благоустроены;
  • жилплощадь равна старой площади или превышает ее.

Внимание. Если семье было предоставлено жилье с малой квадратурой для проживания, то люди имеют право подавать заявление на ее улучшение.

Категория отличается особым отношением властей и правом получения жилого помещения на иных условиях, нежели гражданские лица. Для военных применимы нормативы в зависимости от ситуаций распределения и наличия семьи является предел от 18 до 25 кв.м. Квадратура определяются региональными властями.

Нормативы жилплощади по Москве, Санкт-Петербургу

Региональными властями закреплены нормы метража проживания в местных законах и актах. Например, закон по Москве № 29 об обеспечении жильем гражданских лиц устанавливает следующее:

  • минимальный размер учетной квадратуры пригодной к проживанию составляет 10 кв.м. (на 1 гражданина);
  • 15 кв.м. на одного согласно судебному решению;
  • размер однокомнатной квартиры для семьи на два человека не более 44 кв.м.;
  • размер двухкомнатной квартиры для двух человек (не находящихся в браке) не более 54 кв.м.;
  • для семьи из трех человек двухкомнатная квартира — 62 кв.м;
  • трехкомнатная квартира для трех граждан (не семейных) — 74 кв.м.

Согласно закону № 29 норма жилья на 1 человека составляет 18 кв.м., а полученная квадратура должна быть не меньше 9.

Согласно местному законодательству города Санкт-Петербурга № 407-65 в отношении жилья прописывается какой метраж положен на человека также подробно, как и в московских показателях. Норма предоставления по местному закону составляет:

  • на 1 человека — 33 кв.м.;
  • на 1 семейного гражданина — 18 кв.м.

Учетная нормативная площадь жилого помещения на 1 человека составляет:

  • для граждан в отдельной квартиры — 9 кв.м.;
  • на 1 человека в коммуналке — от 6 до 15 кв.м.;

Количество квадратных метров на человека по нормативам на 2021 год отображено в таблице

Регион/область Количество учетной квадратуры Количество квадратуры предоставления
Московский не менее 10 18
Ленинградский 9-15
Пермский не менее 12 15
Омская не менее 15 18
Ярославская не менее 12 17
Екатеринбург не менее 10 16
Краснодарский не менее 10 18
Ростовская 6-10 18
Нижегородская 10-12 13
Красноярская не менее 12 18
Волгоградская не менее 11 10-18
Курганская область, Петропавловск-Камчатский не менее 13 15
Новосибирская не менее 12 15
Саратовская не менее 10 16-30
Самарская 11-13 14-26
Республика Башкортостан не менее 12 14
Северо-Кавказский округ не менее 10 18

Согласно закону запрещается предоставлять метраж на человека ниже указанных норм. Согласно санитарным исследованиям, узаконенных в Жилищном кодексе, для определенных категорий граждан (военных, семейных, одиноких граждан, сирот и т.д.) используются свои нормативы жилой квадратуры.

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Найм жилого помещения » Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Для человека, не имеющего недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем.

Одним из самых эффективных и действенных механизмов обеспечения социальной защиты населения признается институт социального найма. Для человека, простого гражданина, который не имеет недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем. Это связано с тем, что социальный найм подразумевает дальнейшую приватизацию муниципальной или государственной собственности. Норма выделенной жилой площади, которая предоставляется по договору найма, зависит от конкретных условий, которые зафиксированы законодательством РФ.

Понятие «норма предоставления жилой площади»

Термины «норма предоставления жилой площади» и «учетная норма площади жилого помещения» нашли свое разграничение в ст. 50 ЖК РФ. Основанием для этого служит цель, которую подразумевает использование представленных нормативов.

Согласно этому, можно вывести определение, что такое норма предоставления жилой площади – это минимальный размер жилплощади, который ложится в основу для расчета общей площади недвижимого имущества, на который предоставляется договор соцнайма. Компетенция установления данного основополагающего показателя принадлежит органам местного самоуправления и может варьироваться в зависимости от региональных особенностей. Но стоит отметить тот факт, что принятие решения об установлении минимального размера жилплощади не должно вступать в резонанс с показателями уровня обеспеченности граждан соцжильем на территории конкретного субъекта РФ.

Например, нормы предоставления жилой площади на одного человека на территории Москвы равняются 18 кв. метрам. А чтобы встать на учет с целью улучшения условий, норма должна достигать показателя в 10 кв. метров на человека. Если обратиться к законодательству Ростовской области, то норма предоставления площади жилого помещения на человека, проживающего обособлено от остальных представителей семьи, составляет 25-33 кв. метра. Если семья состоит из трех и более представителей, тогда минимальный размер составит 15-18 метров.

Понятие «учетная норма площади жилого помещения»

Учетная норма площади жилого помещения это другой ключевой термин, охарактеризованный в ст. 50 ЖК РФ. В данном случае речь идет про минимальный размер жилплощади, который ложится в основу выяснения уровня обеспеченности физлиц площадью, предназначенной для жилья, но с целью, чтобы он мог встать на учет в Жилищной инспекции в качестве нуждающегося гражданина в жилом имуществе.

Размер учетной нормы устанавливается ОМСУ. При этом компетентный орган должен учитывать такие же основания, как и при расчете нормы предоставления.

Учетная норма площади жилого помещения будет зависеть от уровня и степени остроты жилищных проблем на территории того или иного субъекта РФ, темпов возведения объектов жилого фонда, предназначенных для социального найма, а также состояния и структуры уже имеющихся квартир.

На учет в Жилищной инспекции принимаются те граждане, которые признаны нуждающимися. Иными словами, они обладают жилплощадью, размер которой составляет показатель менее учетной нормы. Кроме того, принимается к сведению в таких ситуациях соотношение между нормой представления и учетной нормой. Если норма представления менее учетной, тогда возникает замкнутый круг, который не удастся решить даже при выделе гражданам жилплощади. Обуславливается это тем, что, несмотря на выделенную жилплощадь, они будут считаться нуждающимися.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одной из самых трудновоспринимаемых тем для простых граждан является предоставление жилого помещения по договору социального найма. Это связано с тем, что жилищное законодательство РФ подразумевает многочисленные нюансы, учесть которые могут только профессиональные юристы.
Порядок предоставления жилья по договорам соцнайма регламентирован ст
. 57 ЖК РФ. Несмотря на изменения, которым подвергается Кодекс, правила наделения нуждающихся граждан жильем остаются прежними.

Во-первых, договор соцнайма оформляется в строгом соответствии с очередностью. Иными словами, первыми получат жилплощадь те граждане, которые на учет встали раньше остальных.

Во-вторых, законодательство предусматривает случаи, когда того или иного человека наделяют жилым помещением вне очереди. Для этого должно быть соблюдено основание, прописанное в ЖК РФ, а именно, если физлицо является субъектом следующих категорий граждан:

  • военнослужащие, которые получили инвалидность во время исполнения профессионального долга;
  • инвалиды I или же II нерабочих групп;
  • дети-сироты и дети, которые остались без родительского попечения;
  • физлица, страдающие серьезным заболеванием в хронической форме.

В-третьих, предоставление недвижимого имущества из социального фонда происходит после постановки нуждающегося человека на учет. Уполномоченный орган принимает решение о выделе собственности, после чего с физлицом подписывается договор о соцнайме. Заявление, полученное от нуждающегося в улучшении условий жизни человека, должно быть рассмотрено ОМСУ не позднее, чем истекут 30 рабочих дней. Отсчет начинает идти с момента, когда все документы будут получены компетентным органом.

В-четвертых, жилье выделяется гражданам РФ по фактическому месту их проживания. Иными словами, муниципалитет обязывается выделить собственность в границах муниципального образования конкретного населенного пункта. При этом размер общей площади имущества не должен быть менее нормы потребления на каждого человека.

Жилье по договорам соцнайма должно отвечать всем требованиям, которые закреплены ЖК РФ. В частности, имущество должно быть пригодным и комфортным для жизни: сухим, светлым, вентилируемым, а также отвечающим правилам пожарной безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологической службы. В квартиру должны быть заведены все основные коммуникации: свет, газ, вода.

Нормирование жилой площади социального найма

На сегодняшний день, когда на территории России установились новые социально-экономические принципы, нормирование жилплощади соцнайма представляет собой одну из основополагающих гарантий соблюдения законных интересов и конституционных прав каждого человека. Иными словами, нормирование – важнейший инструмент, который защищает физлица, признанные малоимущими и нуждающимися.

Нормирование жилых помещений на территории РФ осуществляется с учетом простого расчета: размер жилья должен быть не менее установленной органами местного самоуправления нормы, иными словами, нормы представления.

Если ОМСУ установили этот показатель в размере 15 кв. метров, то для семьи, состоящей из 4 человек, должна быть выделена квартира площадью 60 квадратов.

Если принцип нормирования жилой площади не соблюдается при составлении договора социального найма, то граждане могут обратиться за защитой своих интересов в уполномоченные на то органы. При обоснованности претензии ОМСУ будут обязаны выделить недвижимость в точном соответствии с нормами, закрепленными законом.

Государство не может, да и не должно отказываться от нормирования, как механизма социальной политики. Это связывается с тем фактом, что в современной России наблюдается серьезный дефицит жилья, предоставляемого гражданам в социальный найм. Если размер нормы на одного человека не будет фиксирован законом, то многие категории граждан останутся без жилой площади даже при острой необходимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: