Налог на землю в 2021 году

Земельный налог и налог на имущество физических лиц с 2021 года

По аналогии с транспортным налогом с 2021 года для организаций введен единый срок уплаты земельного налога (поправки в п. 2 ст. 387 и п. 1 ст. 397 НК РФ) — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; авансовые платежи по налогу должны быть перечислены не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Изменения действуют начиная с уплаты налога за налоговый период 2021 года.

Рассматриваемые поправки обусловлены не только разноплановой практикой регулирования сроков уплаты земельного налога в нескольких соседних муниципальных образованиях, но и установлением различных сроков уплаты в пределах одного муниципалитета для разных налогоплательщиков. Например, решением Петрозаводского городского Совета (Республика Карелия) от 10.11.2005 № XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа земельного налога» для организаций определен срок уплаты налога — не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением гаражно-строительных кооперативов и иных некоммерческих организаций, которым земельные участки предоставлены для размещения коллективных гаражей, а также для садоводческих объединений, для которых срок уплаты налога устанавливается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Хотя, по мнению Минфина России (письмо от 06.06.2021 № 03-05-04-02/41504), НК РФ не предусмотрено право представительных органов муниципальных образований устанавливать дифференцированные сроки уплаты налога и отчетные периоды по налогу в зависимости от категории налогоплательщиков.

Закон поставил точку в вопросе применения предельных значений налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС).

Так, Законом № 63-ФЗ с 2021 года внесены изменения в абзац четвертый подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, направленные на реализацию позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 08.11.2021 № 2725-О, о применении льготной налоговой ставки (в размере 0,3 %) в отношении земельных участков, предназначенных для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, которые не используются в предпринимательской деятельности. Учитывая эти поправки, с налогового периода 2021 года, согласно Закону, условие о льготной налоговой ставке [2, абзац третий подп. 1 п. 1 ст. 394] дополняется указанием на то, что она не применяется в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС и используемых в предпринимательской деятельности.

По аналогии с процедурой рассмотрения заявления о предоставлении льготы по транспортному налогу, Законом регламентируется рассмотрение заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу как для граждан, так и для организаций (поправки в п. 10 ст. 396 и п. 6 ст. 407 НК РФ).

Из главы 31 НК РФ исключаются положения, не соответствующие отраслевому законодательству. В частности, признается утратившим силу п. 3 ст. 392 НК РФ о последствиях для налогообложения перехода права собственности на часть земельного участка, которая занята зданием, строением и необходима для их использования (нормы о переходе права собственности на часть участка были исключены из ст. 273 ГК РФ Федеральным законом от 26.06.2007 № 118-ФЗ). Также признается утратившим силу п. 14 ст. 396 НК РФ, содержащий правила предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к предмету регулирования ст. 62 «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В целях применения повышенной налоговой ставки (не более 1,5 % для «прочих земель») в отношении земельных участков, не используемых по целевому назначению для сельхозпроизводства, вводятся положения об информационном обмене налоговых органов с органами госземнадзора. Согласно новой норме — п. 18 ст. 396 НК РФ — с 1 июля 2021 г. орган госземнадзора (территориальные органы Россельхознадзора и Росреестра) обязан в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельхозпроизводства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании такого участка для сельхозпроизводства.

Сведения об установлении органом, осуществляющим госземнадзор, факта устранения указанного нарушения либо об отмене указанного предписания в течение 10 дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ. Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления вышеуказанных сведений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Эти сведения также могут представляться по запросу налогового органа в течение 5 дней со дня получения соответствующего запроса.

Также с 1 июля 2021 г. вводится информационный обмен налоговых органов с органами (организациями) социальной защиты населения для безвозмездного получения необходимых сведений о лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, для предоставления дополнительных налоговых вычетов по местным налогам [2, подп. 10 п. 5 ст. 391, п. 6.1 ст. 403]. Указанные сведения будут передаваться ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который они представляются. Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такие сведения также могут представляться по запросу налогового органа в течение 5 дней со дня его получения (новый п. 19 ст. 396 НК РФ).

Закон безусловно вносит весомый вклад в повышение эффективности налогового администрирования и снижение административной нагрузки на плательщиков имущественных налогов.

А.В. Лащенов

Налог на землю в 2021 году

Земельный налог: не так давно правительством были внесены существенные коррективы в порядок оплаты пошлины на земельный надел. В связи с этим большое количество землевладельцев интересует вопрос, каким будет в 2021 году налог на землю.

Важно. Этому сбору отводится важная роль. Все поступающие средства в казну будут направляться на проведение усовершенствования коммуникаций, ремонтные работы по восстановлению дорог, решение других задач, являющихся жизненно важными для населения страны.

Какие изменения коснутся налога на землю в 2021 году

Основные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:

  • порядка определения отчислений: начиная с 2021 года для расчета суммы, подлежащей перечислению в местный бюджет, основанием станет кадастровая стоимость;
  • планируется постепенное повышение ставки на 2021 год, что в результате приведет к увеличению размера поступлений в бюджет страны;
  • кадастровая цена будет равна рыночной стоимости участка;
  • отчисления будут поступать в бюджет по месту проживания и регистрации плательщика, это позволит местным бюджетам использовать поступления в бюджет для улучшения уровня жизни россиян в регионах, отказавшись от предварительного согласования смет и будущих затрат.

Плюсы и недостатки новшеств


Предстоящий 2021 год станет переходным периодом, в котором ставка отчислений составит 20 процентов. Преимуществами нововведений станет расширение возможностей местных властей, которые смогут использовать средства местного бюджета для того, чтобы повысить уровень качества жизни каждого россиянина.

По мнению многих экспертов, усиление нагрузки, которую повлечет повышение ставки до 20 процентов, является необходимой мерой. Однако местные власти должны разработать и начать реализовывать комплексный подход, меры которого направлены на стимулирование экономического развития.

Несовершенство новой методики кадастровой оценки спровоцировало немало судебных исков, которых можно было избежать, если бы поход был более взвешенным.

Несомненным плюсом запланированных изменений станет расширение полномочий регионов, возможность использования дифференцированного подхода для решения проблем в различных секторах экономики.

Что является объектом налогообложения

Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:

  • являющиеся составной частью лесного фонда;
  • принадлежащие государству, занятые водными объектами;
  • объекты с ограничениями по обороту.

Ставка налога

Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:

  • полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
  • 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.

Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.

Особенности расчета

Начисление не должно вызывать какие-либо проблемы.

Важно. Налог не начисляется и не уплачивается, если стоимость земельного участка не закреплена в кадастре.

Трудности при исчислении суммы сбора могут возникнуть, если на протяжении отчетного периода была изменена кадастровая стоимость земельного участка, находящегося во владении у налогоплательщика. Согласно нормам Налогового кодекса, в период составления отчетности изменение кадастровой стоимости невозможно. Поэтому если изменения и были проведены, кадастровая стоимость, даже когда это связано с допущением судебной ошибки, должна быть пересчитана.


Как определить размер налога, если на момент его начисления владелец прекратил его использование? В таком случае нормами законодательства предусмотрено использование специальных коэффициентов. В случае, когда земельные участки расположены отдельно, на территории разных муниципальных образований, сумма налога рассчитывается по каждому из них отдельно.

Льготы

Те организации, которые относятся к исполнительной системе, освобождаются от уплаты налога. Льготы распространяются на те предприятия, которые владеют земельными участками, используемыми как автомобильные дороги федерального значения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: