Кадастровую стоимость будут определять и оспаривать по закону о государственной кадастровой оценке

Обзор изменений Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ внесенных Федеральным законом № 269-ФЗ от 31.07.2021г.

За сравнительно непродолжительный период применения кадастровой стоимости было выявлено множество пробелов и противоречий в первоначально предложенном механизме ее регулирования. Как правило, пробелы и коллизии восполнялись решениями судов либо на законодательном уровне. И таких изменений в законодательство об оценке было внесено свыше 20 только с момента начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество (начиная с 2021 г.). А в многострадальную ст. 378.2 НК РФ (регламентирующую применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций) за последние 7 лет вносили изменения 12 раз.

Федеральный закон № 267-ФЗ от 31.07.2021 года очередная попытка законодателя восполнить существующие пробелы, но на деле он может породить еще большее количество споров связанных с кадастровой стоимостью.

1. Новые правила оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

До 2021 года организации правообладатели недвижимого имущества могли оспорить кадастровую стоимость своих объектов в суде только при условии обязательного досудебного обращения с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Это порождало некоторые сложности для владельцев недвижимости, т.к. процесс оспаривания кадастровой стоимости (если комиссия отказала) удлинялся на срок рассмотрения заявления этой комиссией.

С 2021 года такой обязательный досудебный порядок был исключен, и организации могли обращаться напрямую в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.

На данный момент законодатель не просто возвращает обязательный досудебный порядок обращения, но и:

а) теперь заявления будут рассматривать не формально независимые комиссии, а ГБУ, которое и считало оспариваемую кадастровую стоимость,

б) изменяется правовая природа оснований установления кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости. Ранее владелец недвижимости мог после отказа Комиссии в удовлетворении заявления обратиться в суд с 2-мя самостоятельными требованиями: оспорить решение Комиссии по существу, и/или установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Как правило, все правообладатели недвижимости шли по второму пути.

Теперь же, владелец недвижимости может обратиться в суд с требованием признать решение ГБУ незаконным, а в дополнение просить установить кадастровую стоимость в размере рыночной. На первый взгляд существенно ничего не изменилось, но это не так. Во-первых, теперь правообладатель вправе оспаривать кадастровую стоимость только в ГБУ, а в суде впоследствии предметом рассмотрения будет законность отказа ГБУ в удовлетворении заявления. Соответственно, в суде в первую очередь нужно будет доказать, что решение ГБУ было незаконным, и если это получится, просить суд установить рыночную стоимость или обязать ГБУ принять положительное решение и утвердить рыночную стоимость согласно отчету об оценке. Но! Если при составлении отчета об оценке оценщик совершит хотя бы 1 ошибку, суд откажет в признании решения незаконным, и в таком случае не удовлетворит и требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Приведем пример: при оспаривании кадастровой стоимости в Московском городском суде, 99,9% отчетов об оценке с которыми владельцы недвижимости обращаются в суд, по мнению судебных экспертов, составлены с ошибками. Мнения экспертов очень субъективное и нельзя сказать, что все 99,9% отчетов действительно подготовлены с ошибками, но этот пример наглядно отражает шансы оспорить кадастровую стоимость по новым правилам.

Кроме того, приведенные нововведения процедуры оспаривания входят в противоречие с действующим процессуальным законодательством (гл. 25 КАС РФ), что потребует внесения корреспондирующих новому порядку изменений, а в перспективе, возможно, дополнительных разъяснений по аналогии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28.

2. Новый порядок предъявления требования об установлении рыночной стоимости

Так, законом предусмотрено, что «заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости».

Из приведенного механизма не совсем понятно, что имел ввиду законодатель:

(1) отчет об оценке можно готовить не на дату проведения кадастровой оценки. Например, субъект провел оценку по состоянию на 01.01.2021 и утвердил эту кадастровую стоимость на 2021 и 2021 года. Ранее, заявитель для оспаривания кадастровой стоимости был обязан провести рыночную оценку на 01.01.2021 года. Новое положение сформулировано таким образом, что заявитель может подготовить отчет на любую дату предшествующую 6 месяцам до даты подачи заявление, но такая формулировка может породить споры о том, с какого момента будет применяться рыночная стоимость. Так, если отчет об оценке был подготовлен по состоянию на 03.07.2021 года, с какого момента для целей налогообложения будет применяться оспоренная стоимость? С 01.01.2021 года по 03.07.2021 года – кадастровая, а с 03.07.2021 года рыночная, или всё же с 01.01.2021 года?

(2) подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно лишь в течении 6-ти месяцев с даты по состоянию на которую проведена кадастровая оценка. Как указано выше, если кадастровая оценка проводилась по состоянию на 01.01.2021 года, то заявитель может подготовить отчет об оценке только до 01.06.2021 года, но ведь сама стоимость утверждается только 01.01.2021 года. Получается, что заявитель вообще не может ее оспорить?

Новый порядок оспаривания кадастровой стоимости может существенно затруднить доступ собственникам недвижимого имущества к определению кадастровой стоимости в размере рыночной.

3. Противоречия порядка применения оспоренной кадастровой стоимости

Напомню, на данный момент в соответствии с п.15 ст.378.2 НК РФ оспоренная кадастровая стоимость для целей налогообложения действует с момента применения оспоренной кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. Кадастровую стоимость объекта налогообложения утвержденную, например, на 2021-2021 года можно начать оспаривать в любой момент, пока она действует, и впоследствии пересчитать все свои налоговые платежи с начала применения оспоренной кадастровой стоимости.

С момента введения в субъекте новых положений Федерального закона №237-ФЗ, появляется обязательное досудебное обращение по оспариванию кадастровой стоимости в ГБУ. Тем же ФЗ №237-ФЗ в новой редакции установлено, что оспоренная кадастровая стоимость действует с года, в котором было подано соответствующее заявление в ГБУ. Т.е. собственник недвижимости, не успев подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости в первый год ее действия, не сможет применить на этот год изменённую в будущем кадастровую стоимость.

Такое положение вступает в противоречие с п.15 ст.378.2 НК РФ и может породить споры о том, какому НПА необходимо придать большую силу. Так, если налогоплательщик решит оспорить кадастровую стоимость здания в 2021 году через ГБУ, получив положительное решение он может столкнуться с тем, что применить такую стоимость на 2021 налоговый период не сможет.

Кроме того, разный режим регулирования порядка применения результатов оспаривания, установленный Законом об оценочной деятельности № 135-ФЗ (предписывает применение новой стоимости с начала применения оспоренной) и Законом № 237-ФЗ приводит к путанице и разному регулированию правовых последствий однородных по своей природе действий. Собственник недвижимости, кадастровая стоимость которого определена по новым правилам, существенно ограничен в правах по сравнению с собственником недвижимости, кадастровую стоимость которого определили по старым правилам.

4. Периодичность кадастровой переоценки

Федеральным законом № 237-ФЗ в новой редакции предусмотрено, что в 2021 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков,  а в 2021 году в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки.

Так, на данный момент в г.Москва на 2021 год Правительство Москвы решило не утверждать кадастровую стоимость. Ее утверждение перенесли на 2021 год, для того, чтобы в течение 2021 года оценить последствия введения карантина.

Учитывая положения закона, а также комментарии Правительства Москвы, Москва в 2021 году утвердит новую кадастровую стоимость, в том же 2021 году начнет переоценку кадастровой стоимости земельных участков на 2021 год, а в 2021 году переоценку зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

5. Новый порядок исправления ошибок

Также представляет интерес новый порядок исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Рассмотрение таких заявлений также отнесено к компетенции бюджетных учреждений.

Заявления об устранении выявленных ошибок вправе подать любые физические, юридические лица (без признания необходимым их заинтересованности в результатах устранения такого рода ошибок), а также органы власти и органы местного самоуправления в течение пяти лет со дня внесения в ЕГРН.

Следует отметить, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

Соответственно, закон в новой редакции предусматривает возможность изменения кадастровой стоимости во внесудебном порядке не только без учета мнения правообладателей, но и без их надлежащего уведомления.

Приведенная норма, на сегодняшний день, очевидно входит в конфликт с положениями ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ. Вероятно, указанная коллизия норм будет устранена на законодательном уровне или найдет свое разрешение в судебной практике.

6. Пересмотр в связи со снижением индекса рынка недвижимости

В рамках реформы корректируется порядок изменения кадастровой стоимости в связи с изменением индекса рынка недвижимости. Прежняя редакция ст. 19 Закона о государственной кадастровой оценке № 237-ФЗ возлагала на органы власти субъектов РФ обязанность инициировать внеочередную государственную кадастровую оценку в случае снижения индекса рынка недвижимости на 30 % и более процентов со дня проведения последней государственной кадастровой оценки.

Указанное положение исключено, а взамен вводится институт изменения актуальной кадастровая стоимость объектов недвижимости, характеризующихся соответствующим индексом рынка недвижимости. Такие изменения производятся бюджетным учреждением без необходимости принятия каких-либо решений органами власти.

Вероятность столь существенной корректировки индексов в пределах вновь установленных интервалов государственной кадастровой оценки (4 года по общему правилу и 2 года для городов федерального значения) представляется маловероятным, потому данная норма, скорее всего, окажется «мертвой», не работающей дефиницией. Между тем, стоит обратить внимание на то обстоятельство, что применение данной процедуры пересмотра в связи со снижением индекса рынка недвижимости не подлежит применению в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установленная в размере их рыночной стоимости.

7. Изменения, направленные на повышение качества оценки

Отдельно следует отметить изменения, направленные на повышение качества, прозрачности определения кадастровой стоимости. К таковым относятся:

  • Внедрение института персональной ответственности руководителя бюджетного учреждения за качество принимаемых решений.

Законом предусмотрена ответственность руководителя бюджетного учреждения вплоть до увольнения в случае, если в течение года судом будет признано незаконными 100 и более решений учреждения при условии, что их доля в общем количестве решений учреждения составит более 20 %. Безусловно, личная заинтересованность руководителя в принятии бюджетным учреждением надлежащим образом обоснованных решений должна в конечном итоге повышать качество принимаемых решений.

  • Запрет на определение кадастровой стоимости при отсутствии в ЕГРН достаточных сведений в отношении оцениваемых объектов.

Данное положение направлено на снижение, если не полное исключение, случаев ошибочного определения стоимости объектов недвижимости, а также на повышение точности оценки.

  • Внедрение обязательного контроля качества оценки на основе сложившейся ценовой ситуации на рынке недвижимости с использованием, в том числе, сведений о сделках с объектами недвижимости, содержащихся в ЕГРН.

Вопрос использования при проведении кадастровой оценки сведений ЕГРН об условиях действительно совершенных на рынке сделок однозначно приведет к повышению качества и достоверности результатов оценки. Однако, на сегодняшний день, данное нововведение ограничено дефиницией в законе и не подкреплено необходимыми регламентами, методиками, системой оценки качества и пр. В таких условиях ожидать ее полноценного внедрения, на наш взгляд, преждевременно. Хотя сама по себе инициатива заслуживает исключительно положительной оценки.

Стоит отметить, что внесенные изменения действуют с 01.01.2023 года в обязательном порядке на территории всей РФ, но любой субъект Российской Федерации может принять решение о досрочной дате начала применения данных положений.

Кадастровая стоимость и кадастровая оценка – что это? Изменения 237-ФЗ с 01.01. 2021 года

Налог на недвижимость исчисляется с учетом установленных законом правил. Кадастровая стоимость — это основа налоговой базы на земельные участки, дома, квартиры и другие виды недвижимого имущества для исчисления налогов.

Откуда она берется, как проводится кадастровая оценка и чем регламентирована кадастровая стоимость законодательно в 2021 году? На все эти вопросы ответы содержатся в десятках нормативных актов, принятых на федеральном и местных уровнях. Обывателю разобраться в подобных вопросах достаточно сложно, однако заподозрить неверный расчет кадастровой стоимости может каждый. Кадастровая оценка должна быть объективной, а кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной.
Собственники могут оспорить кадастровую стоимость, тем самым избежать излишнего налогообложения.

Что такое кадастровая стоимость и кадастровая оценка (определение по закону)

Если говорить о понятиях кадастровая стоимость и кадастровая оценка, то наиболее уточненные определения содержатся в ст. 3 закона 237-ФЗ от 03.07.2016 г. «О государственной кадастровой оценке».

Кадастровая стоимость – это цена недвижимого имущества, подсчитанная в соответствии с установленными законом инструкциями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая оценка – это процесс определения государством кадастровой стоимости, которая состоит из этапов:

  • Разработка и утверждение решения об осуществлении оценки;
  • Непосредственное вычисление стоимости участков, домов, квартир и пр.;
  • Свод данных в отчетную документацию;
  • Оформление исходных данных в виде конечного результата.

Для чего к каждому объекту недвижимости присваивают кадастровую стоимость? Основная цель – для исчисления и взимания налогов, дополнительная цель – для иных нужд государства (например, для уточнения размера госпошлины).

Таким образом, кадастровая стоимость это не что иное, как оценка государством при помощи различных законных подходов и методов стоимости недвижимости.

Конечную определенную стоимость обосновывают, мотивируют и подтверждают установленным законом путем. При этом кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной.

Простыми словами, кадастровая стоимость имущества, это некая величина, которая взялась в результате оценочной деятельности.

Все объекты недвижимости, зарегистрированные в Росреестре, отражаются на публичной кадастровой карте. Узнать кадастровую стоимость отраженного на карте объекта не составит труда, так как сведения о ней находятся в свободном доступе.

Кто определяет кадастровую стоимость

До 1 января 2021 года у государства существовала возможность определять кадастровую оценку по одному из двух действующих законов: либо по 135-ФЗ (от 29.07.1998), либо по 237-ФЗ от 03.07.2016.
Этот переходный период определения кадастровой стоимости длился три года (2017, 2021, 2021).
По закону 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», государственная кадастровая оценка должна проводиться с учетом методических рекомендаций, в установленные сроки и по правилам. Все это прописано в законодательстве.

Кто проводит кадастровую оценку и определяет кадастровую стоимость?

Ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики, результаты работы которых проверялись и утверждались государством.

С 1 января 2021 года полномочия по кадастровой оценке  полностью переданы государственным бюджетным учреждениям (ГБУ), деятельность которых, в свою очередь контролирует и проверяет Росреестр. При этом с 01.01.2021 года кадастровая оценка проводится только по 237 закону.

В каждом субъекте РФ работает свое ГБУ, так, например в Московской области кадастровой оценкой занимается ГБУ «Центр кадастровой оценки», в Москве — ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования».

Бюджетные учреждения тесно взаимосвязаны с органами Росреестра. По сути, когда имущество ставится на кадастровый учет Росреестр отправляет о нем сведения в территориальное учреждение кадастровой оценки, которое в свою очередь оценивает вновь учтенную недвижимость и ответ с результатами оценки поступает в Росреестр для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.

Как рассчитывают кадастровую стоимость в 2021 году

Расчет кадастровой стоимости в 2021 году проводится с учетом требований 237 закона, Приказа Минэкономразвития от 12.05.2017 N 226 «Об утверждении методических указаний о гос. кадастровой оценке» и других нормативно-правовых актов.

Существует несколько методов кадастровой оценки – метод массовой оценки или индивидуальный метод. При этом используются различные подходы к оценке- затратный, сравнительный, доходный. Результаты оценки обосновываются и анализируются, при этом кадастровая стоимость не должна превышать рыночную (на момент оценки).

Таким образом, для расчета кадастровой стоимости выбирают наиболее оптимальный для данного региона, вида недвижимости, места нахождения и пр. факторов, подход и метод и с использованием специальных формул вычисляют стоимость объекта. Более подробно читайте в статье: «Как определяется кадастровая стоимость». 

Где и как разрешаются споры о завышенной кадастровой стоимости

Если кадастровая стоимость вашего объекта (дома, земли, гаража, бани и т.п.) слишком отличается от рыночной и это влияет на сумму налогов, то ее можно уточнить или даже оспорить. Для этого есть несколько способов.

Если вы хотите просто уточнить, на основании чего установлена кадастровая стоимость вашего объекта недвижимости, вы можете обратиться с Заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости. Заявление может быть подано напрямую в ваше территориальное ГБУ, через МФЦ или Госуслуги.

Если вы хотите оспорить кадастровую стоимость своей недвижимости, и уверены, что оценка стоимости ошибочна, то это можно сделать обратившись с заявлением об исправлении ошибок, сделанных во время определения кадастровой стоимости в непосредственно территориальное ГБУ (а также через МФЦ или портал Госуслуг).

Также существует возможность уменьшения кадастровой стоимости через суд. Подробнее о том, как это сделать читайте в статье «Как оспорить кадастровую стоимость».

Вместо вывода

Кадастровая стоимость и кадастровая оценка – мероприятия нужные прежде всего государству для того, чтобы пополнять казну. Как показывает практика и статистика, ошибки исчисления кадастровой стоимости явление часто встречающееся. При этом законодатель все же дает возможность отстаивать собственником свои нарушенные права даже если кадастровая стоимость официально утверждена.
Следует помнить, что кадастровая оценка объектов недвижимости по закону должна проводиться не реже раза в пятилетку, а это значит, что к моменту очередной оценки надо быть начеку.

Владимир Путин 31 июля 2021 года подписал закон, который вносит изменения в правила применения кадастровой стоимости, в том числе используемой для налогообложения недвижимости (Федеральный закон от 31 июля 2021 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Закон вступит в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, но некоторые из положений закона начнут действовать позже.

Закон будет регулировать правовые отношения в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и направлен на недопущение применения при налогообложении кадастровой стоимости объекта недвижимости, существенно превышающей величину его рыночной стоимости.
Так, например, устанавливается правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости (налоговой базы). Если в результате оспаривания она уменьшена судом или специализированной комиссией в соответствии с законом об оценочной деятельности, то новое значение будет распространено на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости.

Более того, предусмотрен переход от судебного порядка оспаривания кадастровой стоимости к внесудебному (заявительному) порядку установления в качестве кадастровой индивидуальной рыночной оценки объекта недвижимости. Данная оценка определяется на основании отчета оценщика.

Также вносятся изменения в порядок государственной кадастровой оценки. Устанавливается, что орган регистрации прав проверяет проект отчета об итогах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на соответствие не только формальным требованиям к отчету, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

После вступления в силу закона бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, наделены полномочиями по рассмотрению заявлений правообладателей об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. При исправлении таких ошибок учитывается в том числе местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Также предусматривается, что методологическая ошибка в определении кадастровой стоимости теперь будет исправляться с учетом законных интересов налогоплательщика. Если такая коррекция влечет уменьшение кадастровой стоимости, то она применяется ретроспективно на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости. Если же исправление приводит к увеличению кадастровой стоимости, то ее новое значение будет применяться со следующего года.

Для обновления налоговой базы устанавливается проведение в 2021 году во всех субъектах РФ государственной кадастровой оценки земельных участков, а в 2021 году – объектов капитального строительства.

Подробно ознакомиться с ФЗ можно тут
Источник материала

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Популярные новости

Путин утвердил поправки о кадастровой оценке. Что это значит

Среди положений нового закона — упрощенный порядок оспаривания кадастровой оценки, персональная ответственность чиновников за ошибки и единый цикл проведения кадастровой оценки (4 года и 2 года — для городов федерального значения)

Фото: Comdas/shutterstock

Президент России Владимир Путин 31 июля подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки. Закон вступает в силу через 10 дней после опубликования на официальном портале правовой информации.

Вместе с экспертами Росреестра рассказываем об основных пунктах данного закона.

Ошибки трактуются в пользу собственника

Основное нововведение, которое устанавливает закон — все ошибки в определении кадастровой стоимости рассматриваются в пользу правообладателя объекта недвижимости. Например, если исправление ошибки в определение кадастровой стоимости привело к ее уменьшению, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен оспоренной. Если стоимость увеличилась — она будет применяться только со следующего года.

«Концепция закона исходит из принципа — любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости», — так обозначила суть закона вице-премьер Виктория Абрамченко.

Кадастровая оценка будет проводиться раз в четыре года

Закон устанавливает единую периодичность проведения кадастровой оценки — раз в четыре года. В городах федерального значения в случае принятия мэром соответствующего решения — раз в два года.

В Росреестре отметили, что до этого кадастровая оценка в регионах проводилась неравномерно по видам объектов недвижимости, что ставило владельцев недвижимости в неравные экономические условия. Теперь установлен единый цикл кадастровой оценки и единой даты оценки. В соответствии с этим будет рассчитываться и размер налога на недвижимость.

Ответственность чиновников за ошибки

Принятый документ вводит персональную ответственность должностных лиц за ошибки в определение кадастровой стоимости. Чиновников будут наказывать увольнением за необоснованное завышение кадастровой стоимости.

Ответственность будет зависеть от доли подтвержденных судом отказов в исправлении кадастровой стоимости — более 20% подтвержденных судом некорректных отказов в исправлении кадастровой стоимости. Сейчас за кадастровые ошибки фактически никто из независимых оценщиков ответственности не несет.

Оспорить кадастровую стоимость станет проще

После вступления в силу закона станет проще оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке. Для этого достаточно будет направить соответствующий запрос через МФЦ. Более того, при выявлении одной ошибки придется автоматически исправить и аналогичные по другим однотипным объектам.

Дополнительный контроль

Закон устанавливает режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки — не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Помимо этого, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит ответственным за определение государственным бюджетным учреждениям учитывать соответствующую информацию в рамках своей работы и снизит общее количество нарушений, считают в ведомстве.

Также расширяется перечень информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2021 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2021 года), в течение которого региональные власти смогут самостоятельно определить момент начала установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Разъяснения эксперта к поправкам

Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский:

— В первую очередь закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима его рыночной стоимости.

В случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости исполнительный орган пересмотрит кадастровую стоимость объекта недвижимости. Для этого исполнительный орган будет применять индекс рынка недвижимости. Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, для снижения кадастровой стоимости собственникам недвижимости не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и, в случае существенного снижения, применит его.

Кроме того, после выявления ошибки и/или существенного снижения рыночной стоимости объекта недвижимости, исполнительный орган будет обязан произвести перерасчет кадастровой стоимости не только конкретного объекта недвижимости, а всех объектов недвижимости в рассматриваемой оценочной группе. Это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд».

Оспаривание кадастровой стоимости в 2021 году: порядок действий

8086

2021-03-13

В этой статье вы узнаете, как проходит оценка кадастровым инженером, что делать, если кадастровая стоимость определена неправильно, как правильно подать заявление, как оспорить кадастровую стоимость, какие документы нужны и в какие гос. органы нужно обратиться.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка или любой недвижимости в 2021 году производится исходя из новых правил оценки, что вызывает у граждан много вопросов и спорных моментов. Все вопросы, связанные с кадастровой стоимостью недвижимости рассматриваются Федеральной Службой Кадастра и Картографии (Росреестр). Если возникли сомнительные моменты, первым делом нужно обратиться туда. 

Владельцу помещения нужно подготовить обращение, после его рассмотрения представители Росреестра сделают перерасчет стоимости объекта. Если обращение в первую инстанцию не дало результатов, подается обращение в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости (при Росреестре региона). 

Еще один вариант – обращение в суд. Здесь важно правильно подготовить иск, приложить все нужные документы. 

Особенности применения кадастровой стоимости

Использовать стоимость объекта недвижимости нужно в таких случаях:

  1. При расчете налога на землю.
  2. При расчете налога на любое имеющееся имущество. Это может быть как жилое помещение, так и не жилое, офис, торговая точка, заведение общественного питания.
  3. При расчете платы за аренду земельных участков, расположенных под ведомством и в собственности России.

Стоимость объекта недвижимости оценивается по новым правилам, принятым в 2021 году. Если собственник продал жилье или другой вид недвижимости посте 1 января 2021 года и общая стоимость составляет меньше 70% от кадастровой стоимости, то эта сумма (70% от кадастровой стоимости) и будет считаться доходом субъекта (владельца). 

Пересчитывать кадастровую стоимость можно 1 раз в 2 года (если это город федерального значения), в остальных случаях 1 раз в 5 лет. Согласно закону оспаривание результатов кадастровой стоимости возможно на протяжении 5 лет, до момента вступления в силу новых результатов. 

Раньше пересчет начислялся, начиная с года, оспаривание кадастровой стоимости в 2021 году производится по новым правилам. С января месяца 2021 пересчет начисляется за весь период действия оспоренной стоимости объекта недвижимости. 

Внимание! Прежде, чем обращаться в любую из выше перечисленных инстанций, вам нужно заказать справку из ЕГРН о кадастровой стоимости, что будет подтверждать актуальность данных (кадастровой стоимости). Данную справку вы можете заказать на этой странице, на прямую из Росреестра в электронном виде.

Оспаривание кадастровой стоимости квартиры – когда требуется

Оспаривание кадастровой стоимости недвижимости производится в ряде случаев:

  1. Если собственник не согласен с оценкой помещения.
  2. При просмотре результатов оценки были выявлены ошибки.
  3. Оценка недвижимости в несоответствии с рыночными ценами – заниженная или завышенная цена. 

Еще одна причина, вызывающая волнение и недоверие – пониженная или повышенная налоговая ставка. Оспаривание кадастровой стоимости участка, объектов недвижимости производится по-разному. В каждой ситуации владельцу нужно понимать, как себя вести, что делать, какие документы подготовить. 

Кто может оспорить кадастровую стоимость?

Оспорить кадастровую стоимость в Москве или регионах может каждый гражданин, который считает, что были допущены ошибки и нарушены его права.

К основной группе относят:

  1. Физических лиц, чьи права, обязанности нарушены были нарушены.
  2. Юридических лиц, чьи права также были нарушены. 
  3. Органы государственной власти, если постройка находится под контролем и распоряжением государства или муниципалитета.

Рассматриваются споры комиссией или в судебных инстанциях. 

Необходимые документы

Дела об оспаривании результатов кадастровой стоимости рассматриваются только при наличии всех документов, поданных владельцем постройки. Оспорить результаты можно обратившись к специально действующей комиссии или в суд. После проверки будет вынесен результат. Для подачи обращения нужно иметь следующий пакт документов:

  1. Паспорт лица, оформившего заявление.
  2. Официальную просьбу, адресованную государственным органам.
  3. Документ, где прописана кадастровая цена объекта недвижимости (справка о кадастровой стоимости или выписка из ЕГРН обычная).
  4. Вердикт комиссии производящей оценку имущества.
  5. Документы, подтверждающие, что заявитель является собственником имущества.

Заявителю нужно подготовить неоспоримые факты правоты, доказательства. 

Важно! Справка о кадстровой стоимости готовится в среднем 1-3 рабочих дня, но вы так же можете заказать выписку из ЕГРН (готовность до 24 часов) 

Порядок оспаривания кадастровой стоимости

Порядок действия оспаривания кадастровой стоимости зависит от того, в какой орган обращается заявитель. 

Обращение в Государственное бюджетное учреждение

Первый орган, куда нужно обратиться – ГБУ. Подать сюда обращение можно в случае выявления ошибок, несоответствии информации, оценка объекта недвижимости не соответствует рыночной цене. 

ГБУ – это бюджетное учреждение, куда может обратиться каждый гражданин, чьи права были нарушены. Здесь произведут расчеты, можно узнать информацию о характеристике имущества. После рассмотрения обращения представители ГБУ вправе самостоятельно произвести пересчет, после полученные данные отправить в Росреестр (https://rosreestor.info). К обращению нужно приложить полный пакет документов: паспорт, ходатайство, справку о полной стоимости недвижимости, документы права собственности. Все предоставленные копии должны быть нотариально заверенными.

Комиссия по оспариванию результатов кадастровой стоимости

Если ГБУ приняло решение, не удовлетворяющее заявителя, он вправе продолжить спор, обратившись, либо в суд, либо в досудебные органы. Досудебным органом является комиссия по оспариванию результатов кадастровой стоимости при Росреестре региона. 

Помимо основного пакета документов нужно приложить решение ГБУ. 

Суд

Последняя инстанция, куда может обратиться заявитель – суд. Подача искового заявления имеет свои сроки, в зависимости от того, что вы хотите оспорить. Подать документацию можно лично либо в электронной форме – таким правом граждане наделены с января 2021 года. 

Как доказать, что кадастровую стоимость определили по недостоверным сведениям?

Кадастровую оценку недвижимости проводит кадастровый инженер, который во время оценки руководствуется множеством факторов. Специалист принимает во внимание местоположение объекта недвижимости, размер, в какой зоне находится объект (например, санитарно-защищенная зона), какие особые условия использования недвижимости, целевое предназначение объекта. 

При оценке помещения во внимание принимается материал, из которого сделаны стены, срок службы здания и его износ, относится постройка к аварийным зданиям или нет. 

Если один из пунктов был не учтен или кадастровый инженер допустил ошибку при внесении данных, оценка является недостоверной, заявитель вправе подать обращение на исправление ошибок результатов кадастровой стоимости.

К заявлению об исправлении кадастровой стоимости прикладываются данные из Единого Государственного Реестра Недвижимости, справка из БТИ (Бюро Технической Инвентаризации). 

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Досудебное оспаривание кадастровой стоимости производится на основании письменного обращения заявителя в комиссию по оспариванию результатов кадастровой стоимости при Росреестре региона (по месту регистрации постройки). 

В заявлении нужно указать причину обращения. Например, оспаривание установленной стоимости, недостоверной информации, неточных данных. В зависимости от причины обращения собирается пакет документов, где должны быть доказательства правонарушения. 

На рассмотрение обращения и приложенных к нему документов дается 30 дней после принятия заявления. Комиссия назначит дату рассмотрения. Заявитель может присутствовать на заседании комиссии, контролировать ход дела. 

Оспаривание производится при наличии таких документов:

  1. Письменного обращения заявителя.
  2. Выписки из ЕГРН (заказать можно на официальном сайте тут rosreestor.info).
  3. Документа, подтверждающего право собственности.
  4. Материалов, подтверждающих недостоверность сведений.

За 7 рабочих дней заявитель получает извещение о дате заседания. Решение заявителю направляется в течение 2 рабочих дней с момента заседания. 

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Иск в суд подкрепляется такими документами:

  1. Письменного заявления.
  2. Выпиской из ЕГРН.
  3. Справкой о праве собственности.
  4. Материалы, подтверждающие рыночную стоимость недвижимого имущества.
  5. Материалы, подтверждающие, что оценка произведена неправильно, с допущением ошибок, недостоверных данных.

Обратившись в судебную инстанцию, рекомендуется иметь представителя, который поможет подготовить иск, собрать необходимую документацию. Законный представитель должен иметь юридическое образование и подтвердить свои полномочия. 

Лицо, подающее иск должно оплатить государственную пошлину. Если есть материалы, позволяющие доказать неправомерные действия государственных органом, их также можно прикладывать к делу. 

Все дела рассматриваются судом первой инстанции, если объект недвижимого имущества зарегистрирован в столице, иск подается в Московский городской суд. 

Административные дела суд может рассматривать на протяжении трех месяце с момента подачи иска, на рассмотрение остальных дел дается 2 месяца. О дате заседания участники уведомляются заранее. 

При подаче информации о рыночной стоимости недвижимости нужно данные отобразить на бумаге, в электронном виде, приложив результаты экспертизы. Если в судебной инстанции предусмотрены такие возможности, подать иск можно в электронной форме. Для того чтобы принять решение, суд вправе создать оценочную комиссию, решение зависит от результатов проверки. Как показывает судебная практика, если нет ошибок в поданных материалах, решение в большинстве случаев положительное. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: