Источником регулирования выступает договор

Договор как основа гражданско-правового регулирования (Чеговадзе Л.А.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Договор как основа гражданско-правового регулирования (Чеговадзе Л.А.)

Дата размещения статьи: 26.04.2016

1. Предмет гражданско-правового регулирования составляют действия. Именно действия субъектов пригодны к нормативному упорядочению и правовой квалификации. Лица совершают их по отношению друг к другу и/или в отношении социальных благ, чаще всего имущества. Гражданское право либо разрешает названные действия (заключение договора, составление завещания, выдача доверенности) либо санкционирует их совершение (посягательство на собственность или на честь и достоинство личности, неосновательное присвоение или удержание чужого, завладение имуществом посредством обмана или введения в заблуждение).
То, что выступает предметом гражданско-правового воздействия, должно получить правовую форму выражения
. Поэтому гражданско-правовое регулирование основано на нормативном закреплении признаков действий. А для удостоверения юридического эффекта содеянного гражданское право определяет действиям лиц специальные формы, обеспечивающие их отраслевую квалификацию. Правомерными объявляются действия, формальные признаки которых совпадают с нормативно заданными <1>. При несовпадении, в зависимости от характера и степени отличий, юридический эффект содеянного либо уничтожается либо квалифицируется иначе. Особенно отчетливо это можно проследить на примере признания действий недействительной сделкой: если спорные действия признаны сделкой, их юридический эффект сохраняется, а в случае признания недействительной сделкой — сам по себе их юридический эффект не отрицается, но квалифицируется иначе.
———————————
<1> Слово «правомерный» складывается из двух слов — «право» и «мера» и к числу правомерных действий гражданское право относит те, мера которым есть норма права, то есть те, которые, будучи сопоставлены с правом, окажутся нормой.

Гражданско-правовые формы действий не так уж многочисленны: с позиций оценки правовых последствий можно выделить действия в форме приобретения, осуществления и защиты гражданских прав. А по критерию различий в социально-правовом характере содеянного — это действия в форме сделок, в форме заключения, изменения и расторжения соглашений, действия по владению, пользованию и распоряжению своей и чужой собственностью (социальными благами иной (невещественной) природы), действия в форме принятия решений и предъявления требований. Вряд ли можно сомневаться в наличии принципиальных различий между названными действиями, например между теми, которые необходимо совершить для завладения собственностью, и действиями по владению и пользованию той же собственностью. Сущностные различия действий подлежат учету при их гражданско-правовом упорядочении.
2
. Предметом приложения усилий со стороны действующих субъектов могут быть (1) социальные блага (вещи, требования, результаты интеллектуальной деятельности), (2) отдельные персоны (образовательные, косметологические, парикмахерские, медицинские услуги) или (3) их интересы (услуги связи, банковские услуги). Действовать в отношении обособленных и присвоенных социальных благ с пользой для себя разрешено по своему усмотрению. О взаимовыгодных действиях с пользой для другой стороны надо договориться, достичь соглашения об условиях взаимодействия. Действовать в отношении других индивидов можно также только по соглашению с ними. Сущностная природа названных действий принципиально отличается и точно так же отличаются их гражданско-правовые характеристики. Таким образом, выделяются признаки, которые учитываются в ходе регулирования предметных действий субъектов по удовлетворению их частных интересов.
Гражданское право предназначено для упорядочения двух видов действий правомерного характера: (1) действий по формированию правовых оснований последующей деятельности (например, по заключению договора или составлению завещания) и (2) действий на сформированном правовом основании (например, по исполнению обязательств или принятию наследства)
. Различия в действиях каждого вида обусловливают неоднородность предмета гражданско-правового регулирования, что приводит к выработке особых приемов и способов правового воздействия. Не секрет, что серьезно отличаются приемы и способы гражданско-правового упорядочения действий (и вызываемых ими последствий) по принятию решений общим собранием и действий по заключению договоров, действий по завладению собственностью по договору и в силу приобретательской давности, действий, порождающих договорные и внедоговорные обязательства и т.д. Гражданско-правовое регулирование охватывает весь объем названных действий, но различается. В совокупности названные отличия дают основание разделить гражданско-правовое регулирование на виды.
В целом гражданско-правовое регулирование основывается на принципиальном положении, что лица вправе действовать своей волей и в своем интересе, но не вправе нарушать при этом интересы других юридически равных с ними лиц
. То есть лица вынуждают считаться не только со своими, но и с чужими интересами. Договор выступает как «соглашение, закрепляющее достигнутый баланс интересов его участников» <1>. И посему наиболее всего подходит для учета обоюдных интересов действующих по соглашению лиц, составляя основу одного из видов гражданско-правового регулирования — договорного. В этом качестве — в качестве основы договорного регулирования — договор обладает особыми свойствами.
———————————
<1> Пугинский Б.И
. Теория и практика договорного регулирования. М.: Зерцало, 2008. С. 26.

3. В первую очередь договор — это гражданско-правовая форма соглашения о действиях. Регулируемые договором действия подразделяются на признаваемые сделками и на не относящиеся к сделкам. Так, действия, направленные с одной стороны на отчуждение вещи, а с другой — на ее приобретение в собственность, являются сделкой и совершаются по соглашению о купле-продаже вещи. Договоры о порядке пользования общей собственностью, брачные договоры, соглашения о разделе наследства, о совместной деятельности и т.п. — это соглашения о действиях другой (несделочной) природы, их невозможно признать соглашением о сделке. Такие договоры не порождают обязательств, здесь нет должника и кредитора, поэтому применение в этих случаях норм о сделках, обязательствах, исковой давности весьма проблематично и зачастую приводит к судебным ошибкам.
Поэтому надо признать, что со стороны порождаемых ими последствий договоры обладают различной правовой природой
. Есть договоры, которые содержат соглашения о действиях, имеющих юридическую силу обязательств, они предназначены для упорядочения обязательственной связи сторон и обеспечения ее плодотворной динамики. Другие договоры такой эффект достижением соглашения не производят <1> — они заключаются для решения какой-либо общей задачи, не порождая отношений, которые обязывали бы к совершению встречных сонаправленных и взаимообусловленных действий. Таким образом, договорное регулирование также неоднородно: имея в основе своей соглашение о действиях, оно различается по правовым основаниям и способам их упорядочения.
———————————
<1> Аникин А.С
. О договорном регулировании отношений без установления обязательств // ДНК Права. 2014. N 1. С. 15 — 19.

Регулируемые договорами действия могут обладать различной гражданско-правовой природой даже в пределах одного соглашения. Например, разнится природа действий подрядчика по выполнению работ и действий по передаче результата работ в собственность заказчика. Действия по выполнению работ (или по выполнению выданного заказчиком задания) — это более или менее длительный процесс деятельности по достижению социального результата, а действия по передаче достигнутого результата обладают правопорождающим (сделочным) эффектом. Недостаточность договорного регулирования названных действий приводит к многочисленным судебным спорам, основанным на актах сдачи-приемки, подписанных только подрядчиком. Или когда, например, заказчик не выплачивает подрядчику миллионное вознаграждение, ссылаясь на мелкие недочеты, которые никоим образом не препятствуют в пользовании объектом и являются легко устранимыми. Нередки в судебной практике споры, когда основанием для предъявления неустойки за просрочку сдачи работ становится недолжное поведение самого заказчика по организации приемки. Поэтому юристам договорной практики следует учитывать правовую разнохарактерность регулируемых договорами действий.
4
. Договор обладает также качествами источника гражданско-правового регулирования. Договор определяет, что конкретно должно быть сделано и какие юридические требования предъявляются сторонами к совершению действий <1>. В этом смысле он представляет собой нормативно — волевое образование и складывается из норм объективного права и норм-правил поведения субъективного характера. Нормы объективного права составляют нормативную основу договорного регулирования, они либо императивны либо использованы сторонами в редакции закона. Нормы-правила представляют собой элементы соглашения частных лиц по отдельным вопросам их договорной деятельности. Это индивидуальные правовые предписания, но наравне с законом они порождают права и обязанности сторон договора, служат их регулятором, а в случае судебного спора должны быть упомянуты в решении, если были использованы для обоснования доводов сторон. Нормы — правила производны от закона и принципиально не могут расходиться с его смыслом. Поэтому в качестве источника регулирования договор — это форма реализации общегражданских правовых норм, норм договорного права и норм обязательственного права.
———————————
<1> Гражданское право: Учебник: В 2 т
. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1993. Т. 2. С. 42.

При этом «права и обязанности сторон договора возникают не на основании закона непосредственно, а на условиях индивидуальных предписаний, содержащихся в договоре» <1>. Эти условия в совокупности определяют нормативно-волевую модель поведения заключивших договор индивидов, а отдельно взятое условие договора есть не что иное как «единица» соглашения, содержащая частное правило поведения. Условия соглашения определяют меру свободы лиц в качестве сторон договора, поэтому надо признать, что, вступив в договор, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права уже не по собственному усмотрению, а в соответствии с условиями достигнутого соглашения. Поэтому договор следует определять как соглашение, содержащее индивидуально-правовые предписания об условиях установления, изменения и/или прекращения гражданских прав и обязанностей. Такое понимание договора позволит отличать его от двусторонней сделки, представляющей собой действие, направленное на возникновение, изменение и/или прекращение гражданских прав и обязанностей на условиях достигнутого соглашения.
———————————
<1> Чеговадзе Л.А., Демин А.А
. Договор и договорное регулирование: Монография. Нижний Новгород: ЦЕЗИУС, 2014. С. 79. 206 с.

5. Предметом договоров, то есть тем, по поводу чего субъекты договариваются, являются социальные блага, в которых они испытывают потребность. Эти социальные блага допущены в гражданский оборот по правилам ст. ст. 128, 129 ГК РФ и в ходе заключения и исполнения соглашений становятся объектами правомочий абсолютного характера. В этом смысле договорное отношение служит средством приобретения гражданских прав — права собственности, права аренды, исключительных прав и т.д. Именно с этой целью лица вступают в договор и нуждаются в регулировании своих действий и действий контрагента. При заключении договора стороны договариваются о видах действий, о сроках, месте, субъектах, о способах их совершения. Затем, чтоб впоследствии действовать по соглашению, обусловившему их обязательства друг перед другом. Согласованные таким образом действия являются предметом договорного регулирования.
Предметом договорного регулирования являются действия сторон соглашения по реализации возникающих из него прав и исполнению порождаемых им обязанностей
. Договорное регулирование осуществимо только по отношению к правам неабсолютной природы, а подпадающие под договорное регулирование действия являются средствами механизма приобретения абсолютных прав. Даже в договорах об оказании возмездных услуг исключения касаются лишь одной из сторон — вторая сторона получает вознаграждение и становится собственником денежных средств.
6
. Итак, гражданско-правовая категория «договор» имеет самостоятельное значение в регулировании действий сторон: он обязывает стороны действовать на согласованных условиях, а не по собственному усмотрению как при совершении односторонних действий. Когда договор порождает обязательство, действия по его исполнению, совершаемые на условиях соглашения, признаются сделками. И основная функция договора в этом случае — юридически обеспечить квалификацию действия сделкой. Во всех иных ситуациях, то есть когда обязательство из договора не возникает, договор просто выполняет регулятивную функцию и упорядочивает социальное взаимодействие лиц с учетом их обоюдных интересов. Различение названных функций договора является важнейшей задачей практики договорного регулирования.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

10 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров». Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.

20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 

4 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

21 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.

7 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 

В центре внимания:

Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

Коррупция — дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

Договор как регулятор общественных отношений

В статье рассматривается роль и значение договора как регулятора общественных отношений. Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного гражданского права, что приводит в повышению роли договора в регулировании гражданско-правовых отношений между субъектами гражданских правоотношений.

Договор является самым распространенным основанием возникновения гражданско-правовых отношений между участниками гражданского оборота. Именно на основе договоре основываются почти все гражданско-правовые отношения, такие как купли-продажи, мены, дарения, ренты, подряда и т.п. Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного гражданского права, стала проявляться в последние годы во все возрастающем объеме. Эта тенденция в первую очередь связана с коренной перестройкой экономики страны. Важное значение для перестройки имело признание частной собственности, ограничение до необходимых пределов государственного регулирования экономической сферы жизни, установление свободы субъектов гражданско-правовых отношений.

В период Советского союза договоры заключались для выполнения плановых актов. Воля участников в таких договорах складывалась под прямым и косвенным влиянием государственных органов. Таким образом, договор утрачивал свой основной признак — признак свободного соглашения, достигнутого между двумя независимыми и равноправными субъектами гражданских правоотношений. По-другому и быть не могло, учитывая, что плановый акт предопределял какие организации, когда, в каком объеме и как должны были заключать договоры на передачу товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Основанием заключения хозяйственных договоров в советский период служил плановый акт, адресованный субъектам гражданско-правовых отношений и обязательный хотя бы для одного из них.

В связи развалом СССР и с перестройкой экономики существенно изменилась и роль договора в регулировании экономических отношений. Основное назначение договора сводится к регулированию поведения в рамках закона путем указания на пределы из возможного и должного поведения и также на последствия нарушения этих требований. После перехода к рыночной экономической системе значение договора коренным образом изменилась. Расширилась сфера его применения, появились новые виды договоров, во многих случаях договор является единственным регулятором отношений.

Договор стал основной правовой формой осуществления и организации экономических отношений между равноправными субъектами. Договор — это основной регулятор поведения субъектов гражданских отношений Нормативно-правовые акты создают правовую базу той или иной экономической деятельности. Договор же устанавливает конкретный правовой режим экономических связей между субъектами. Он определяет порядок и условия исполнения договорных обязательств, формы взаимодействия сторон, контроль за выполнением ими обязательств, учитывая специфические особенности конкретных взаимоотношений сторон. Договор выполняет и функцию оценки результатов деятельности.

Основой любого договора является соглашение сторон. Еще в 1 веке до нашей эры известный римский юрист Педий сказал, что нет никакого договора, который не содержал бы в себе соглашения. Соглашение сторон отражает волю сторон, заключивших договор, поэтому такое соглашение является первоосновой и силой договора. Именно от воли сторон договора в зависимости от их желания наступают те или иные юридические последствия договора.

Понятие договора является одним из центральных и в то же время одним из наиболее проблемных понятий гражданского права. Современная гражданская доктрина придерживается традиционного многоаспектного понимания договора. При этом термином «договор» обозначаются несколько различных по своей природе правовых явлений:

  1. юридический факт – сделка (основание возникновения правоотношений);
  2. само правоотношение, возникшее из этого основания;
  3. форма совершения юридического действия (документ)[1].

И все же в большинстве случаев договор рассматривают в первом из перечисленных значений, т.е. в качестве сделки [2].

Общепризнанным считается мнение о том, что договор является одним из основных средств регулирования частных отношений. Однако ни одно из перечисленных понятий договора не отражает его регулятивную функцию. Рассмотрение договора в качестве одного из регуляторов общественных отношений не вписывается в существующее «многоаспектное» представление о договоре. В связи с этим возникает вопрос о понятии договора как регулятора общественных отношений, т.е. как совокупности согласованных сторонами правил поведения.

Что же представляет собой договор как регулятор общественных отношений? Отсутствие в доктрине убедительного ответа на поставленный вопрос обусловлено общим негативным отношением к признанию за договором качества формы права, которое в свою очередь основано на традиционных представлениях о праве и формах (источниках) права.

Отождествление правовых предписаний с нормами права справедливо критикуется в юридической литературе[3]. Действительно, юридическая сила правового предписания не зависит от круга лиц, в отношении которых оно действует. В связи с этим следует согласиться с теми авторами, которые признают правом любые юридически обязательные правовые предписания, среди которых можно выделить нормативные и индивидуальные правовые предписания. В отличие от нормативных предписаний, действие которых не зависит от воли участников общественных отношений, юридическая сила индивидуальных предписаний основана на индивидуальной воле.

При таком подходе к понятию права договор можно рассматривать как одну из форм права, содержащую индивидуальные правовые предписания. Договор как форма права, таким образом, представляет собой совокупность индивидуальных правовых предписаний (прямо выраженных и подразумеваемых сторонами условий), действие которых основано на воле сторон. Именно в таком качестве договор является регулятором отношений сторон, который приобретает юридическую силу на основании совершенной ими сделки.

Источником регулирования выступает договор

Аренда является срочным правом пользования землей, возникающим на основании договора. Правом сдачи земельного участка в аренду обладают все собственники земельных участков.

Спецификой правового регулирования аренды земель является то, что основным источником регулирования выступает не закон, а договор. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных договор считается не согласованным сторонами и незаключенным.

Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации (далее – ГК РФ и ЗК РФ) устанавливают общие требования к аренде земельных участков, однако в основном арендные отношения регулируются договором аренды (обязательственное право).

Аренда – это предоставление какого-либо имущества, в данном случае земельного участка, во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды. Это одна из самых распространенных и наиболее эффективных форм использования земли во всем мире. Следует помнить, что объектом аренды может быть только имущество; нельзя передать в аренду имущественные права. С учетом этого, если собственнику принадлежит не земельный участок как таковой, а только доля в праве общей собственности на этот участок, заключить договор аренды не представится возможным.

Особенности аренды

Статья 22 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом, за исключением земельных участков, изъятых из оборота  (указаны в пункте  4 статьи 27 ЗК РФ).

При этом  согласно Федеральному  закону от 24 июля 2021 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Чтобы стать объектом аренды, земельный участок должен быть определен точно так же, как и в других случаях, когда земельный участок выступает в качестве недвижимого имущества в гражданско-правовых отношениях. В договоре должны быть четко указаны местоположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие точно установить и идентифицировать соответствующий земельный участок. Эти сведения являются существенными условиями договора, поэтому при их отсутствии договор считается недействительным.

Статья 26 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом  от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сдача в аренду является формой распоряжения земельным участком. Прежде всего, правом сдачи земельного участка в аренду обладает его собственник (статьи 209, 608 ГК РФ). В соответствии с законодательством земля может находиться в собственности как физических, так и юридических лиц. Соответственно, реализовать право сдачи земли в аренду могут граждане и юридические лица.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ  размер арендной платы устанавливается договором аренды и в силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ является существенным условием данного договора, т.е. при отсутствии в договоре такого условия он считается незаключенным.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка (а также его покупку), но после собственника здания, строения, сооружения, находящихся на этом земельном участке (пункт 3 статьи 35 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков) вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка (за исключением передачи арендных прав в залог). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (пункт 5 статьи 22 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков) имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим ЗК РФ (пункт 6 статьи 22).

Основания прекращения договора аренды

Статья 46 ЗК РФ устанавливает, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством:

–по соглашению сторон;

–по решению суда;

–по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя;

–по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи  45 ЗК РФ (нецелевое или нерациональное использование и т.д.).

Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, не допускается:

1. В период полевых сельскохозяйственных работ;

2. В иных установленных федеральными законами случаях.

В соответствии со статьей 450 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие условия расторжения договора по инициативе арендодателя. Частью 2 данной статьи предоставляет право расторжения договора одной из сторон при существенном нарушении условий договора другой стороной. Перечень этих условий зависит от содержания конкретного договора.

На основании статьи  619 ГК  РФ арендодатель, прежде чем досрочно расторгнуть договор, должен письменно предупредить арендатора о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Публичные собственники и аренда

Для публичных собственников (т.е. органов государственной власти и органов местного самоуправления) передача земель в аренду является основным способом использования своей собственности.

В соответствии с п. 2, 3 ст.3.3  Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов регулируется статьей 39 ЗК РФ.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определены в  постановлении Правительства РФ от 16 июля 2021 года N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Татьяна Пахолкова,

главный  специалист-эксперт

Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Реклама

Признание высшей ценности прав и свобод человека выдвигает на передний план задачу не только связать законом деятельность государства, но и обеспечить возможность взаимовыгодного согласования интересов индивида с государством и индивидов между собой. Наиболее эффективным элементом такого согласования является диалог, правовой формой которого выступает договор.

Широко применяемый и теоретически обоснованный в советский период лишь как источник международного права, нормативный договор был впервые признан Конституцией Российской Федерации 2021 года полноценным источником права внутригосударственного. Однако, уровень разработки теории нормативного договора в отраслевых юридических науках, изучающих государственно-правовое регулирование в национальной системе права, существенно «отстает» от уровня развития теории нормативного договора в науке международного права.

Изменения в правовой жизни России последних лет привели к трансформации современного правопонимания, что повлекло за собой востребованность теоретико-правового осмысления проблем источников права. Правовые реформы затронули весь механизм правового регулирования, глубинные пласты правового сознания. В условиях изменения господствующего типа правового регулирования, когда на смену императивному, разрешительному механизму приходит диспозитивная, дозволительная модель, в системе источников права все большую роль играют формы права, которые в недавнем прошлом, по существу, были вытеснены лишь одной из ее форм – нормативными правовыми актами. Расширение сферы усмотрения граждан в их инициативном правомерном поведении, принятие в качестве приоритетных общепризнанных принципов и норм международного права, внедрение международных договоров в правовую систему Российской Федерации позволяют по – новому взглянуть на такую форму российского права, как нормативный договор.

Договор – правовое явление, степень изученности которого, в целом, достаточно высока, но внимание ученых-юристов к различным видам договоров распределено непропорционально. При изучении нормативного договора следует различать понятия «источник права» и «форма права» как явления, характеризующие различные его стороны. Нормативный договор как «форма права» – это его внешнее проявление, договор-документ. Нормативный договор как «источник права» – это его внутренние, сущностные характеристики, договор-соглашение.

Нормативный договор как форму права можно определить как акт согласования индивидуальных, свободных, равных волеизъявлений публичных субъектов, сформированный в процессе особого договорного правотворчества, цель которого – на эквивалентной основе установить, изменить или отменить предписание, имеющее силу нормы права.

Для публичного права наибольшую значимость имеют характеристики договора-документа, для частного права – договора-соглашения, однако любой договорный акт сочетает в себе признаки договора-документа и договора-соглашения, несмотря на то, применяется он в публичном или частном праве, устанавливает норму права или индивидуальное предписание.

Изучение договора как общеправовой категории следует проводить через выявление его содержательных (договор-соглашение) и формальных (договор-документ) признаков. К первым мы относим: свободу волеизъявления сторон, согласование индивидуальных волеизъявлений сторон, равенство волеизъявлений сторон, наличие юридической цели, эквивалентность (взаимность прав и обязанностей сторон). К формальным признакам договора, договора-документа мы относим способы внешнего выражения, закрепления и передачи договорной информации.

К универсальным признакам нормативных договоров относятся следующие:

— это надлежаще оформленный договорный акт;

— это добровольно заключенный акт;

— это универсальный правовой акт;

— это самостоятельно существующий правовой акт;

— договорные нормы всегда рассчитаны на длительное действие и неоднократное применение.

Специальные признаки нормативного договора состоят в:

— установлении норм-самобязательств для участников соглашения;

— установлении правовых норм для неопределенного круга лиц;

— том, что нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их целевая направленность – это достижение правового регулирования определенных общественных отношений;

— специфике сторон, в качестве которых чаще всего выступают носители публичных интересов (государство и его органы, межгосударственные, общественные объединения и т.п.).

— порождении (в виде нормативного следствия) подзаконных актов и субдоговоров между конкретными юридическими и физическими лицами. Подобно другим источникам права, нормативный договор является основой для издания отдельных категорий нормативных правовых актов; актов применения, содержащихся в нем норм права;

Выделяются следующие юридические признаки нормативного договора, присущие ему независимо от вида и отраслевой принадлежности:

— обособленность как субъектов договора, так и их волеизъявлений;

— согласование интересов субъектов договоров (собственно, согласие – consensus);

— предполагаемое обязательное исполнение договорных условий;

— равенство субъектов;

— эластичность договорной свободы;

— эквивалентный, возмездный характер;

— законодательное обеспечение договоров, придающих им юридическую силу.

Нормативный договор как форму права можно признать особой разновидностью нормативного акта, поскольку их формальные признаки схожи, различие же заключается в содержательном характере нормативного договора. Одной из важнейших существующих классификаций нормативных договоров следует признать деление их на координационные договоры, заключаемые между субъектами, имеющими формально равный статус и субординационные договоры, заключаемые между субъектами, имеющими формально различный статус.

К первой группе относятся: международные договоры Российской Федерации; договоры и соглашения о международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации; договоры и соглашения между субъектами Российской Федерации; договоры и соглашения между органами местного самоуправления; межведомственные договоры и соглашения,

Ко второй группе относятся: договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры и соглашения в области социально-трудовых отношений; договоры и соглашения органов власти с коммерческими и некоммерческими организациями.

Ценность нормативного договора как источника права определяется тем, что это свободная форма права, ибо она основана на добровольном принятии норм сторонами, участвующими в правотворческой деятельности

Среди классификаций по данному аспекту можно выделить наиболее часто употребляемые в юридической литературе. Среди них деление нормативных договоров на договоры-источники права, заключаемые между субъектами, которым присвоена нормативная власть, и договоры-предисточники права, приобретающие значение источников при условии государственной санкции; на договоры внутриаппаратные, заключенные между субъектами, имеющими государственно-властные полномочия, и внешние, заключенные уполномоченными субъектами государственной власти с гражданами, организациями; на договоры общего действия (универсального характера) и специальные (по определенным вопросам); на равностатусные (координационные договоры) и разностатусные (субординационные).

К координационным следует отнести международные договоры Российской Федерации, договоры и соглашения о международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации, договоры и соглашения между субъектами Российской Федерации (межрегиональные), договоры и соглашения между органами местного самоуправления (межмуниципальные), межведомственные договоры и соглашения.

К субординационным следует отнести договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (внутрифедеральные договоры), договоры и соглашения в области социально-трудовых отношений, договоры и соглашения органов власти с коммерческими и некоммерческими организациями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: